- ➔ В 2023 и 2024 годах цены на продовольствие росли, в результате чего средняя стоимость здорового рациона в мире достигла 4,46 долл. по паритету покупательной способности (ППС) на человека в день – это выше, чем в 2023 году (4,30 долл. по ППС) и в 2022 году (4,01 долл. по ППС).
- ➔ Несмотря на рост цен на продовольствие на протяжении 2024 года, число людей, которые не могут позволить себе здоровый рацион, в том же году снизилось до 2,60 млрд по сравнению с 2,76 млрд в 2019 году – такая динамика была обусловлена восстановлением экономики после пандемии, которое, тем не менее, было неравномерным в разных регионах и группах стран по уровню дохода.
- ➔ В последние годы в Азии отмечалось значительное, а в Латинской Америке и Карибском бассейне, Северной Америке, Европе и Океании – небольшое сокращение доли и числа людей, для которых здоровый рацион экономически недоступен. В Африке в период с 2019 по 2024 год относительный показатель увеличился с 64,1 до 66,6 процента, а абсолютный – с 864 млн до 1 млрд человек.
- ➔ Еще более неравномерными были темпы восстановления в разных группах стран по уровню дохода. В странах с низким уровнем дохода число тех, кто не может позволить себе здоровый рацион, неуклонно растет с 2017 года, а в странах верхнего сегмента среднего уровня дохода и странах с высоким уровнем дохода снижается с 2020 года. В странах нижнего сегмента среднего уровня дохода в 2024 году этот показатель был ниже, чем в 2020 году, но такая положительная динамика главным образом объясняется значительным сокращением масштабов экономической недоступности здорового рациона в Индии.
Для разработки обоснованных мер политики, направленных на повышение продовольственной безопасности и улучшение показателей питания, то есть на выполнение задач 1 и 2 ЦУР 2, необходим мониторинг экономического доступа к здоровому рациону. В состав здорового рациона должны входить цельнозерновые продукты, бобовые, орехи, большое количество разнообразных фруктов и овощей, кроме того, в него может входить умеренное количество яиц, молочных продуктов, мяса птицы, рыбы и небольшое количество красного мяса9. В разных регионах состав здорового рациона может быть очень разным, но он должен отвечать четырем единым критериям. Он должен быть разнообразным, то есть в него должны входить различные пищевые продукты и группы продуктов; он должен содержать достаточное количество незаменимых питательных веществ и биологически активных соединений, важных для здоровья; он должен быть сбалансированным с точки зрения содержания питательных макроэлементов (белков, углеводов и жиров); и должен содержать лишь умеренное количество компонентов, которые при потреблении в избыточных количествах вредны для здоровья10. Потребление здорового рациона на протяжении всей жизни человека критически важно для предотвращения всех форм неполноценного питания, включая отставание в росте и истощение у детей, дефицит питательных микроэлементов, избыточную массу тела и ожирение. Кроме того, оно снижает риск неинфекционных заболеваний (НИЗ), таких как сердечно-сосудистые заболевания, диабет и определенные виды рака11.
Стоимость здорового рациона (СЗР) в каждой стране рассчитывается как минимальная стоимость приобретения продуктов, входящих в состав здорового рациона, под которым понимается потребление разнообразных местных продуктов, удовлетворяющих потребность человека в энергии и большинстве питательных веществ.
Для установления распространенности экономической недоступности (РЭН) здорового рациона и числа лиц, для которых здоровый рацион экономически недоступен (ЧЭН), проводится всесторонний анализ того, какая доля дохода должна тратиться на приобретение основных непродовольственных товаров и услуг, а затем СЗР сравнивается с распределением доходов в стране. Эти показатели используются для оценки доли и числа жителей каждой страны, которые не могут позволить себе здоровый рацион, даже состоящий из наименее дорогостоящих продуктов. РЭН и ЧЭН – важнейшие показатели, используемые для мониторинга неспособности агропродовольственных систем служить источником наименее дорогостоящего здорового рациона, доступного для каждого человека, с учетом современных масштабов неравенства доходов в странах.
ФАО в сотрудничестве со Всемирным банком осуществляет систематический мониторинг этих показателей и публикует ряды данных в базе. В этом выпуске доклада данные впервые представлены за период вплоть до года, предшествующего публикации, тогда как в предыдущих выпусках они предоставлялись за период, заканчивающийся за два года до публикации. Такой результат был получен благодаря своевременному поступлению данных за 2024 год о коэффициентах пересчета паритета покупательной способности (ППС), индексах потребительских цен на продовольствие (ИПЦ) и распределении доходов, используемых Всемирным банком для краткосрочного прогнозирования уровня нищеты.
В этом выпуске введены два новых параметра, важных для расчета стоимости здорового рациона и его экономической доступности (см. Приложение 1B).
Во-первых, на платформе Всемирного банка "Нищета и неравенство" были опубликованы новые данные о потребительских расходах домохозяйств в Индии, что позволило актуализировать информацию о распределении доходов. Это позволило скорректировать ряды данных по экономической доступности здорового рациона в Индии за весь период начиная с 2017 года, в результате чего показатели РЭН и ЧЭН были пересмотрены в сторону понижения. Были скорректированы в сторону понижения и показатели на глобальном уровне.
Во-вторых, данные для выпуска этого года формировались с использованием обновленных коэффициентов пересчета ППС, опубликованных по итогам цикла Программы международных сопоставлений (ПМС) 2021 года. В выпуске прошлого года стоимость здорового рациона была обновлена с учетом продовольственных цен по итогам цикла ПМС 2021 года, но в нем по прежнему использовались коэффициенты ППС, рассчитанные в ходе цикла ПМС 2017 года. В этом году были полностью приняты данные, опубликованные по итогам цикла ПМС 2021 года, что позволило подготовить новые коэффициенты ППС, заменить ими предыдущие серии и, таким образом, точнее оценить экономическую доступность.
2.2.1 Стоимость здорового рациона
В 2024 году цены на продовольствие продолжали расти, а вместе с ними росла и средняя стоимость здорового рациона в мире и во всех регионах. СЗР в мире выросла по сравнению с 2017 годом (первый год, за который ФАО опубликовала данные) и в 2024 году достигла в среднем 4,46 долл. по ППС в расчете на человека в день (таблица 2.5). В прошлогоднем выпуске доклада были представлены данные за период до 2022 года, поэтому следует отметить, что в период с 2022 по 2023 год отмечался существенный рост СЗР, хотя его темпы снизились по сравнению с пиковым приростом в 2022 году по сравнению с 2021 годом. На глобальном уровне максимальный прирост СЗР (на 11,4 процента) был зафиксирован в 2021–2022 годах, в 2023 году СЗР увеличилась на 7,2 процента, а в 2024 году – всего на 3,7 процента.
Таблица 2.5Средняя стоимость здорового рациона, 2019–2024 годы

ИСТОЧНИК: ФАО. 2025. ФАОСТАТ. Стоимость и экономическая доступность здорового рациона (СЭДЗР). [По состоянию на 28 июля 2025 года]. www.fao.org/faostat/ru/#data/CAHD. Лицензия: CC-BY-4.0.
Как показало сравнение по регионам, в 2024 году самая высокая СЗР (в среднем 5,16 долл. по ППС) была зарегистрирована в Латинской Америке и Карибском бассейне; в 2023 году она выросла на 7,6 процента по сравнению с 2022 годом, а в 2024 году – на 3,8 процента по сравнению с 2023 годом. В Азии средняя СЗР в 2022 году составляла 4,09 долл. по ППС, а в 2024 году – 4,43 долл. по ППС; самая высокая средняя СЗР в регионе была зафиксирована в Восточной Азии (5,95 долл. по ППС), за которой следовала Юго-Восточная Азия (4,63 долл. по ППС). В Африке СЗР увеличилась на 7,5 процента – с 3,89 долл. по ППС в 2022 году до 4,18 долл. по ППС в 2023 году; наиболее значительно показатель вырос в Северной Африке (на 13 процентов), за которой следовали Южная Африка (7,8 процента) и Восточная Африка (7,7 процента). Рост СЗР в Африке продолжался и в 2024 году, когда она выросла на 5,5 процента по сравнению с 2023 годом – в среднем до 4,41 долл. по ППС, – что вывело Африку на первое место по приросту этого показателя за год. Наиболее существенный прирост в 2024 году был зафиксирован в Восточной Африке (7,2 процента), за которой следовала Северная Африка (5,5 процента).
В Северной Америке и Европе в период пандемии COVID-19 средняя стоимость здорового рациона выросла не так существенно, как в других регионах, – с 2,96 долл. по ППС в 2019 году до 3,14 долл. по ППС в 2021 году; в 2022 году показатель резко вырос – на 14 процентов по сравнению с 2021 годом, а в 2023 году снова вырос на 8,9 процента по сравнению с 2022 годом. В 2024 году показатели немного улучшились: СЗР выросла на 3,1 процента по сравнению с 2023 годом – до 4,02 долл. по ППС. В Океании СЗР повысилась с 3,75 долл. по ППС в 2023 году до 3,86 долл. по ППС в 2024 году.
В разбивке по группам стран по уровню дохода самая высокая средняя стоимость здорового рациона по состоянию на 2024 год была зафиксирована в странах верхнего и нижнего сегмента среднего уровня дохода (СВССД и СНССД) – 4,83 и 4,48 долл. по ППС в день соответственно. За ними следовали страны с низким уровнем дохода (СНД) – 4,41 долл. по ППС и страны с высоким уровнем дохода (СВД) – 4,22 долл. по ППС. В СНД средняя СЗР в 2024 году выросла на 7 процентов по сравнению с 2023 годом, а в 2023 году – на 7,6 процента по сравнению с 2022 годом – это самый значительный прирост во всех группах стран по уровню дохода.
2.2.2 Распространенность и число людей, для которых здоровый рацион экономически недоступен
Новые оценки распространенности (РЭН) и числа (ЧЭН) лиц, для которых здоровый рацион экономически недоступен, указывают на продолжение тенденции к снижению этих показателей после 2020 года, несмотря на рост продовольственных цен в 2024 году по сравнению с 2023 годом. Такая ситуация во многом обусловлена траекторией экономического роста после пандемии. Кроме того, число лиц, для которых в 2024 году здоровый рацион оставался экономически недоступным, было скорректировано после обновления информации о доходах по Индии с учетом поступивших новых официальных данных обследований потребления домохозяйств.
В 2022 году здоровый рацион был экономически недоступен для 33,5 процента населения (2,68 млрд человек), а в 2024 году – примерно для 31,9 процента (2,60 млрд), то есть за два года число лиц, сталкивающихся с этой проблемой, сократилось почти на 80 млн (рисунок 2.7 и таблица 2.6). В 2019 году ЧЭН сократилось на 172 млн человек по сравнению с 2017 годом (с 2,93 млрд до 2,76 млрд человек), а в 2020 году, когда началась пандемия COVID-19, выросло до 2,91 млрд человек. За ростом последовало резкое снижение в 2021 году (до 2,75 млрд человек), а в последующие три года как распространенность отсутствия экономического доступа к здоровому рациону, так и число людей, которые не могли его себе позволить, непрерывно снижались (рисунок 2.7).
Рисунок 2.7 В период с 2020 по 2024 год число жителей планеты, которые не могут позволить себе здоровый рацион, сократилось как в относительных, так и в абсолютных показателях

Таблица 2.6Доля населения и число лиц, для которых здоровый рацион был экономически недоступен, 2019–2024 годы

При этом в разных регионах мира восстановление идет разными темпами. В Азии в последние годы отмечается значительное, а в Латинской Америке и Карибском бассейне, Северной Америке, Европе и Океании – лишь несущественное сокращение показателей экономической недоступности здорового рациона. В Африке же масштаб проблемы существенно вырос. В 2024 году здоровый рацион не могли себе позволить две трети населения Африки, что более чем вдвое превышает общемировой показатель в 31,9 процента. В Азии, Латинской Америке и Карибском бассейне доля такого населения была немного ниже среднемировой (28,1 процента и 27,4 процента соответственно), в Океании здоровый рацион был экономически недоступен для 19,6 процента населения, а в Северной Америке – для 5,0 процента (таблица 2.6).
В Африке ЧЭН в 2024 году выросло до 1 008,9 млн человек – это на 71,2 млн больше, чем в 2022 году, и на 144,9 млн больше, чем в 2019 году. В странах Африки к югу от Сахары положение в период с 2022 по 2024 год серьезно ухудшилось: за этот период ЧЭН выросло на 43,3 млн, до 896,5 млн человек. Большинство тех, кто в 2024 году не имел экономического доступа к здоровому рациону, проживали в Восточной Африке (365,5 млн) и Западной Африке (319,6 млн). В этих двух субрегионах ЧЭН в 2024 году выросло по сравнению с 2022 годом на 31,7 млн человек. В Северной Африке в период с 2019 по 2022 год этот показатель сократился с 94,6 млн до 84,5 млн человек, а в 2023 и 2024 годах вырос. В 2024 году Северная Африка находилась на последнем месте в регионе по распространенности экономической недоступности здорового рациона (41,3 процента), но ЧЭН в субрегионе за период с 2022 по 2024 год увеличилось на 27,9 млн. В Центральной Африке в тот же период был зафиксирован прирост ЧЭН на 10 млн человек, а в Южной Африке – на 1,6 млн человек – это последнее место по приросту показателя в регионе.
В Азии здоровый рацион в 2024 году не могли себе позволить 1,35 млрд человек; после пика, достигнутого в 2020 году, ситуация улучшалась четыре года подряд, и в 2024 году число лиц, для которых здоровый рацион был экономически недоступен, уменьшилось на 291,6 млн человек по сравнению с 2019 годом. В Южной Азии число людей, которые не могли позволить себе здоровый рацион, сокращалось четыре года подряд и по состоянию на 2024 год снизилось на 206,4 млн по сравнению с 2020 годом, что полностью компенсировало рост показателя из-за пандемии в 2020 году, – такой результат был главным образом достигнут за счет Индии. В Восточной Азии положение резко улучшилось в 2021 году, когда число тех, для кого здоровый рацион был экономически недоступен, сократилось на 126 млн человек, после чего восстановление продолжалось вплоть до 2024 года, когда число людей, сталкивающихся с этой проблемой, снизилось на 47,6 млн по сравнению с 2022 годом. В Юго-Восточной Азии ЧЭН за период с 2022 по 2024 год снизилось на 16,7 млн, а в Центральной Азии – на 1,5 млн человек. И только в Западной Азии ЧЭН в рассматриваемый период выросло на 6,5 млн человек.
В Латинской Америке и Карибском бассейне ЧЭН в период с 2020 по 2021 год выросло на 7,9 млн, а в период с 2021 по 2022 год снизилось на 15,4 млн, что более чем нивелировало изначальный прирост. В 2024 году общее число таких лиц достигло 181,9 млн, на 1,6 млн превысив показатель 2019 года, что обусловлено ростом общей численности населения, но РЭН несколько снизилась, что указывает на определенный прогресс. Данные по Южной Америке указывают на небольшое снижение ЧЭН в период с 2022 по 2024 год, а данные по Карибскому бассейну – на незначительный рост этого показателя.
В Северной Америке и Европе ЧЭН снизилось с 69,9 млн в 2019 году до 56,2 млн в 2024 году, то есть число тех, кто не имел возможности позволить себе здоровый рацион, сократилось на 13,7 млн человек. В Северной Америке было отмечено небольшое снижение РЭН: в 2022 году она составляла 4,5 процента, а в 2024 – 4,3 процента. В Европе РЭН также сократилась – с 5,6 процента в 2022 году до 5,3 процента в 2024 году, то есть в абсолютных цифрах – на 2,6 млн человек. Такое изменение было в первую очередь обусловлено положительной динамикой в Восточной Европе.
В Океании ЧЭН в 2019 году составляло 7,8 млн человек, в 2021 году выросло до 10 млн человек, к 2023 году сократилось до 9 млн, а в 2024 году оставалось неизменным.
Еще более выраженными были различия в темпах восстановления разных групп стран по уровню дохода (таблица 2.6 и рисунок 2.8). В странах с низким уровнем дохода, где ЧЭН стабильно растет с 2017 года, когда ФАО впервые опубликовала данные по этому показателю, показатели восстанавливаются медленно. В 2024 году доступа к здоровому рациону не имели 544,7 млн жителей СНД, что эквивалентно 72 процентам их населения. Прекращение экономического роста в последние годы в сочетании с резким ростом продовольственных цен существенно затруднило экономический доступ населения к питательным продуктам, причем особенно сложной была ситуация в СНД, о чем подробно говорится в главе 3 доклада.
Рисунок 2.8 Во всех странах нижнего сегмента среднего уровня дохода, кроме Индии, прослеживается тенденция к уменьшению числа тех, кто не может позволить себе здоровый рацион

В странах верхнего сегмента среднего уровня дохода и странах с высоким уровнем дохода РЭН и ЧЭН снижаются с 2020 года. В странах нижнего сегмента среднего уровня дохода ЧЭН в 2024 году снизилось по сравнению с 2020 годом, но такая динамика главным образом объясняется значительным снижением масштабов экономической недоступности здорового рациона в Индии. Анализ СНССД без учета Индии показывает, что ЧЭН в странах этой группы даже выросло – с 791 млн в 2019 году до 869 млн в 2024 году (рисунок 2.8).
Экономический доступ к продовольствию – одно из ключевых измерений продовольственной безопасности. Люди, для которых экономически недоступен даже наименее дорогостоящий здоровый рацион, как правило, в той или иной степени страдают от отсутствия продовольственной безопасности, что негативно отражается на качестве их рациона. Недостаточное качество рациона, в свою очередь, оказывает огромное влияние на показатели питания – этот вопрос будет рассмотрен в следующем разделе.