До 2030 года остается все меньше времени, а мир все еще значительно отстает от графика достижения цели 2 в области устойчивого развития (ЦУР 2) по ликвидации голода, обеспечению продовольственной безопасности, улучшению качества питания и развитию устойчивого сельского хозяйства.

Работа замедлилась еще до пандемии COVID-19: в мире уже наблюдались признаки ухудшения положения в области продовольственной безопасности, а показатели питания свидетельствуют лишь о незначительном улучшении. Пандемия и последовавший за ней рост цен на продовольствие дополнительно усугубили эти тенденции, в результате чего масштабы недоедания в мире существенно выросли по сравнению с периодом до пандемии. Обновленные глобальные оценки указывают на признаки улучшения в последние годы, но масштабы голода и отсутствия продовольственной безопасности на планете остаются гораздо более высокими, чем в 2015 году, когда была принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Едва началось восстановление глобальной экономики после пандемии и вызванных ею потрясений, как мир столкнулся с серией нарастающих проблем, спровоцировавших рост продовольственной инфляции. За резким ростом спроса, который подхлестнули агрессивные меры экстренной бюджетной поддержки, последовали геополитические потрясения, такие как война на Украине и нарушение торговых путей, которые усугубились под воздействием различных экстремальных явлений. Совокупное воздействие вышеперечисленных факторов привело к росту мировых цен на продовольствие, сопоставимому с зафиксированным в периоды продовольственных кризисов, например, 1973–1974 и 2007–2008 годов, в результате чего вопросы продовольственной безопасности и питания вновь вышли на передний план в глобальной политической повестке дня.

Серьезнее всего от роста цен на продовольствие страдают домохозяйства с низким уровнем дохода, которые тратят на него значительную долю своего дохода. К концу 2022 года международные цены на сельскохозяйственную продукцию стали постепенно снижаться, и все же в ряде стран проблема внутренней продовольственной инфляции сохраняется. Рост цен без пропорционального повышения доходов снижает покупательную способность населения, что не только создает риск ухудшения национальных показателей продовольственной безопасности и питания, но и затрудняет достижение ЦУР 2 (ликвидация голода), ЦУР 1 (ликвидация нищеты), ЦУР 3 (хорошее здоровье и благополучие) и других ЦУР. Высокая продовольственная инфляция отразилась не только на группах населения, больше всего страдающих от отсутствия продовольственной безопасности, но и на всей социальной системе, что усилило недовольство людей и создало нагрузку на директивные органы в разных странах мира. Кроме того, в большинстве стран индекс потребительских цен во многом формируется именно за счет продовольствия, поэтому рост продовольственных цен вызывает растущую обеспокоенность у многих центральных банков, которые вынуждены решать общие проблемы, обусловленные инфляцией. И все же данные комплексного анализа, показывающие влияние роста цен на сырьевые товары в отдельных странах как на продовольственную инфляцию, так и на продовольственную безопасность и питание, в том числе в разбивке по группам пищевых продуктов, остаются скудными. Кроме того, для разработки адресных стратегий с опорой на фактические данные, призванных снижать восприимчивость к внешним воздействиям и укреплять продовольственную безопасность, необходимо оценивать меры реагирования на уровне политики и находить максимально эффективные мероприятия, ограничивающие негативные последствия продовольственной инфляции для уязвимых групп населения.

В докладе "Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире – 2025" анализируются первопричины продовольственной инфляции последних лет и ее воздействие на продовольственную безопасность и питание в мире. В частности, его авторы исследуют влияние роста продовольственных цен на располагаемый доход потребителей и их возможности получать доступ к продовольствию. Кроме того, в докладе рассматривается воздействие инфляции на различные группы пищевых продуктов и анализируются изменения в экономической доступности здорового рациона. В нем рассказывается об успешных мерах реагирования, принятых на страновом уровне, предлагаются практические решения, которые позволят справиться с двойной проблемой – ростом цен на продовольствие и увеличением масштабов отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания.

В выпуске 2025 года вниманию директивных органов представлены меры политики, необходимые для борьбы с продовольственной инфляцией и в то же время способствующие ускорению работы по ликвидации голода, отсутствия продовольственной безопасности и всех форм неполноценного питания в мире и обеспечивающие экономическую доступность здорового рациона для всего человечества.

back to top