РЕЗЮМЕ
В настоящем докладе подчеркивается, что ряд стран региона Европы и Центральной Азии (ЕЦА) по-прежнему сталкиваются с проблемами отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания, хотя масштабы этих проблем в разных странах неодинаковы, во многом потому, что они имеют разный уровень дохода, находятся под влиянием разных социально-экономических факторов и в разной степени подвержены климатическим рискам.
В 2023 году, как и годом ранее, распространенность недоедания (РН) в мире составляла 9,1 процента, а в ЕЦА этот показатель остается на уровне ниже 2,5 процента c 2005 года. В большинстве субрегионов Европы и Центральной Азии РН остается на уровне менее 2,5 процента в течение всего последнего десятилетия. Единственное исключение – субрегион Центральной Азии, где РН составляет около 3 процентов, что эквивалентно 2,3 млн человек.
Распространенность умеренного или острого отсутствия продовольственной безопасности среди населения региона ЕЦА в 2023 году оценивалась в 11,5 процента – это несколько ниже, чем в 2022 году (11,7 процента), и значительно ниже среднемирового показателя (28,9 процента). С проблемой умеренного или острого отсутствия продовольственной безопасности в 2023 году сталкивались в общей сложности 107,2 млн человек, проживающих в ЕЦА. Масштабы острого отсутствия продовольственной безопасности в регионе в 2023 году несколько сократились – до 24,5 млн человек, или 2,6 процента населения. В 2023 году распространенность умеренного или острого отсутствия продовольственной безопасности в регионе была немного выше среди женщин (11,5 процентов), чем среди мужчин (11 процентов). И наоборот, среди женщин распространенность острого отсутствия продовольственной безопасности была ниже, чем среди мужчин
За последние 20 лет регион заметно приблизился к достижению показателей в области борьбы с такими формами неполноценного питания, как отставание в росте и истощение у детей в возрасте до пяти лет. В 2022 году распространенность отставания в росте была диагностирована у 4,9 процента детей в возрасте до пяти лет, живущих в регионе ЕЦА, что значительно ниже общемирового показателя (22,3 процента). В том же году распространенность истощения составляла 1,4 процента, что ниже общемирового показателя (6,8 процента). Несмотря на продолжающееся снижение распространенности избыточной массы тела у детей в возрасте до пяти лет, в 2022 году она составляла 7,1 процента, что все еще превышало мировой показатель в 5,6 процента. В 2019 году анемией страдали 18,8 процента проживающих в регионе женщин в возрасте 15–49 лет, что значительно ниже общемирового показателя (29,9 процента). Кавказский субрегион оказался в самом неблагоприятном положении из всех субрегионов ЕЦА по таким показателям, как распространенность отставания в росте у детей в возрасте до пяти лет (10,3 процента) и распространенность анемии среди женщин в возрасте 15–49 лет (30,4 процента). В субрегионе Западных Балкан была зарегистрирована самая высокая распространенность избыточной массы тела у детей в возрасте до пяти лет – 10,3 процента.
В регионе ЕЦА остро стоит проблема ожирения у взрослых: его распространенность в 2022 году составила 22,6 процента. Это больше, чем в 2012 году, и выше мирового показателя в 15,8 процента. Наиболее высокая распространенность этого состояния (32,3 процента) была зафиксирована в подгруппе «Прочие», в которую входят Андорра, Израиль и Турция. Данных по исключительному грудному вскармливанию в регионе ЕЦА недостаточно, при этом успешнее всего ведется работа в странах подгруппы «Прочие» (40,7 процента). В 2020 году распространенность низкой массы тела при рождении в регионе ЕЦА составляла 7,6 процента, что значительно ниже мирового уровня; во всех субрегионах ЕЦА этот показатель также был ниже среднемирового.
Согласно данным об экономическом доступе к питательным продуктам за 2022 год, здоровый рацион не могли себе позволить порядка 64,3 млн человек в регионе ЕЦА. По оценкам, это на 6,2 млн человек меньше, чем в 2021 году. Доля населения, для которого здоровый рацион был экономически недоступен, в 2022 году составила 6,9 процента, что намного ниже среднего общемирового показателя (35,4 процента), при этом самый высокий показатель в регионе (16,3 процента) был зарегистрирован в Центральной Азии. Можно предположить, что причиной общего сокращения масштабов этой проблемы стал рост доходов населения, чему способствовало восстановление экономики после пандемии в 2022 году.
Основная тема настоящего доклада – управление водными ресурсами, а особое внимание в нем уделяется значению водной безопасности для сельского хозяйства, продовольственной безопасности и питания. В настоящем докладе даются подробный анализ и количественная оценка различных аспектов водной безопасности, включая питьевую воду, санитарию, гигиену, водообеспеченность, эффективность водопользования, качество и регулирование. В нем показано, что в странах с более высоким уровнем дохода, как правило, наблюдается более высокий уровень водной безопасности, а в регионе ЕЦА положение по этому показателю неоднородно: на одном краю диапазона находятся 27 стран Европейского союза с высокими показателями, а на другом – 15 стран с низкими показателями, большинство из которых находятся в Центральной Азии, на Кавказе и Западных Балканах. В докладе анализируются многогранные взаимосвязи между водной, продовольственной безопасностью и питанием, для которых характерны как взаимодополняющие, так и противоречащие друг другу аспекты. В нем показано, что распространенность недоедания и отсутствия продовольственной безопасности в ЕЦА, даже в странах с низким уровнем водной безопасности, невысока, однако отсутствие доступа к безопасной инфраструктуре водоснабжения, санитарии и гигиены (ВСГ) в сельских районах может быть одной из причин достаточно скромных показателей питания в Центральной Азии и на Кавказе. Неудовлетворительно функционирующая инфраструктура и неэффективные методы в области ВСГ не только отрицательно влияют на состояние питания населения, но и ежегодно приводят к человеческим жертвам, особенно в Армении, Таджикистане и Туркменистане. Данные показывают, что в большинстве стран региона ЕЦА, где ФАО реализует программы1, значительно вырос объем пищевой энергии, поступающей из более водоемких продуктов животного происхождения, в результате чего повысилась общая потребность в воде для производства продовольствия. 1 Страны, в которых Региональное представительство ФАО в Европе и Центральной Азии реализует свои программы, включают страны в субрегионах: Кавказ, Центральная Азия, СНГ, Европа и Украина, Турция и Западные Балканы.
В докладе названы основные проблемы водной безопасности в регионе ЕЦА, включая растущий дефицит воды, ухудшение состояния инфраструктуры водоснабжения, нарастание изменчивости и изменения климата, обостряющаяся проблема загрязнения воды, неэффективное регулирование водных ресурсов и комплексные проблемы трансграничного сотрудничества в области водопользования, а также нехватка данных о водных ресурсах. В странах, испытывающих высокую нагрузку на водные ресурсы, значительно выросла доля забора воды на нужды сельского хозяйства в общем объеме забора водных ресурсов и снизилась эффективность водопользования в сельском хозяйстве. В докладе указывается на повсеместное старение инфраструктуры водоснабжения в регионе и говорится о том, что страны Центральной Азии, Кавказа и Западных Балкан восстанавливают инфраструктуру в целях сокращения потерь воды, которые составляют 30–60 процентов. В нем подчеркивается, что от наводнений и засух ежегодно гибнет более 9000 человек и они каждый год наносят ущерб в размере 14 млрд долл. США. Согласно климатическим прогнозам, в большинстве стран с переходной экономикой2 объем водных ресурсов сократится на 10–50 процентов, тогда как в Северной Европе возрастет количество осадков. Как показано в докладе, более 20 процентов водных ресурсов в Европе загрязнены, а Азербайджан, Республика Молдова, Туркменистан, Узбекистан и Украина в значительной мере зависят от воды, поступающей из соседних стран, что затрудняет эксплуатацию водных ресурсов в сельском хозяйстве. 2 В докладе «Мировое экономическое положение и перспективы» за январь 2024 года 17 стран отнесены к «странам с переходной экономикой». К этим промышленно развитым странам, находящимся в процессе перехода к рыночной экономике, относятся Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Босния и Герцеговина, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Северная Македония, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина и Черногория (UNDESA, 2024).
В докладе отмечается, что страны ЕЦА должны разрабатывать (и уже разрабатывают) водохозяйственные стратегии с учетом своих потребностей. В этом контексте особенно важно помогать странам с переходной экономикой, прежде всего в регионах с дефицитом воды, в управлении водными ресурсами. Для эффективной эксплуатации водных ресурсов необходимо согласовывать меры политики, законодательные и финансовые меры; не менее важно обеспечивать горизонтальную координацию между секторами и вертикальную – между разными институциональными уровнями. В 1990-х годах на Кавказе и в Центральной Азии начались реформы, направленные на децентрализацию эксплуатации водных ресурсов, но они столкнулись с трудностями, связанными с переходным периодом, нехваткой потенциала, данных и финансирования. Во многих странах Центральной Азии и Кавказа в помощь мелким фермерским хозяйствам создавались ассоциации водопользователей, деятельность которых не всегда была одинаково успешной, а в ряде стран в экспериментальном порядке применялись альтернативные стратегии взаимодействия с заинтересованными сторонами.
В докладе отмечается, что важно сокращать разрыв между спросом и предложением водных ресурсов, в частности, такими методами, как охрана вод, рециркуляция и повторное использование воды. Кроме того, странам рекомендуется рассмотреть возможности изменения траекторий развития агропродовольственного сектора с переходом на водосберегающие методы и изыскивать возможности использовать нетрадиционные или недоиспользуемые методы пополнения запасов воды. Пример действий в первом из этих двух направлений – опреснение воды в странах, имеющих выход к морю. Пример работы во втором – использование грунтовых вод на Кавказе и в Центральной Азии, где ресурсы поверхностных вод в странах, находящихся в низовьях рек, в основном исчерпаны, или в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, где запасы грунтовых вод достаточно велики, но в настоящее время используются лишь ограниченно. В странах, испытывающих чрезмерную нагрузку на водные ресурсы (например, в Туркменистане и Узбекистане), для решения проблемы дефицита воды недостаточно только повышения эффективности управления спросом на воду; в таких странах для улучшения положения с водоснабжением потребуются инновационные решения, основанные на природных факторах.
В настоящем докладе подчеркивается важнейшая роль сотрудничества с международными комиссиями по охране бассейнов рек с целью повышения эффективности управления водными ресурсами и расширения трансграничного сотрудничества. Особое внимание уделяется рекам Сава, Рейн и Дунай, а также подчеркивается необходимость улучшения гидрологического мониторинга, усиления систем раннего предупреждения и обеспечения обмена критически важными данными о воде и климате. Эти инициативы имеют важнейшее значение для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивости к изменению климата в регионе, особенно в условиях возрастающей изменчивости климата и экстремальных погодных явлений, одновременно способствуя достижению ЦУР.
Также рекомендуется сокращать водный след сельского хозяйства стран. Для решения этой задачи потребуется долгосрочная стратегия, которая может, в частности, предполагать придание производству продуктов растительного происхождения более высокого приоритета по сравнению с продуктами животного происхождения и популяризацию водосберегающих сельскохозяйственных культур. Еще одним результатом применения такой стратегии станет повышение эффективности водопользования в сельском хозяйстве, где данный показатель в целом ниже, чем в других секторах, а во многих странах ЕЦА низок в принципе.
Приоритетное внимание более эффективному водопользованию также поможет смягчить последствия изменения климата. Несмотря на неопределенность климатических прогнозов, можно с уверенностью предполагать, что в большинстве южных районов ЕЦА водообеспеченность снизится, а на севере региона вырастет. Даже этой информации достаточно для того, чтобы страны сделали вывод об общем направлении, в котором необходима адаптация.
Не менее важно укреплять сотрудничество между секторами и институциональными структурами разных уровней. В докладе подчеркивается, что совместные подходы правительств и региональных органов направлены на оснащение стран в регионе Европы и Центральной Азии всем необходимым для более эффективного управления водными ресурсами, снижения риска стихийных бедствий и повышения устойчивости используемых методов ведения сельского хозяйства. Доклад, в котором отражены эти совместные инициативы, подчеркивает коллективную приверженность делу создания более безопасного и устойчивого будущего для всех. Направления дальнейшей деятельности в области регулирования и эксплуатации водных ресурсов нужно намечать с учетом инновационных подходов и передового опыта, накопленного в регионе ЕЦА и во всем мире.