НАКОРМИМ

Вторая четверть века

1970-1995 годы

Вторая глава истории ФАО открывается на фоне относительно высоких цифр. Выпуск доклада “Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства – 1970” (СОФА) свидетельствует о том, что в сравнении с 1948 годом производство продовольствия увеличилось на 70 процентов, то есть ежегодный прирост составил 2,7 процента. Темпы роста рыбохозяйственного сектора были еще выше – 4,4 процента. В целом количество производимого продовольствия соответствовало численности растущего населения.

Однако утверждение о, казалось бы, успешном положении дел требует определенных оговорок. Во-первых, люди, как и прежде, умирали от голода. В странах Африки к югу от Сахары производство продовольствия росло недопустимо низкими темпами – в среднем 0,6 процента в год. Мир, пусть не всегда быстро, двигался вперед, но достигнутые успехи не имели долгосрочного эффекта.

1978 год, КИТАЙ Девушка с корзиной круглых груш, которые она собрала в саду. ©FAO/Franco Mattioli

Доклад СОФА 1970 (выдержка)

Страницы доклада, посвященные результатам текущего обзора, также подтверждают, что в долгосрочной перспективе развивающиеся страны смогут достичь некоторой поворотной точки в сложной борьбе за достаточно быстрый рост производства продовольствия [...] Для ряда развивающихся стран одним из важнейших результатов перехода на высокоурожайные сорта зерновых стал возврат к более высокой самообеспеченности продовольствием. Некоторые из них уже в ближайшем будущем смогут производить продовольственные товары в избыточных количествах.
1970 год, ГАЙАНА

Новый сорт высокоурожайного риса, выращиваемого в Гайане. ©FAO/J. Ciganovic

В 1972 году, впервые за послевоенный период, сократилось производство зерна. Накопленные запасы были израсходованы. Примерно в то же время западные страны стали жертвами нефтяного кризиса, обратившего в ничто результаты почти трех Десятилетий непрерывного роста.

1970 год, ГАЙАНА Новый сорт высокоурожайного риса, выращиваемого в Гайане. ©FAO/J. Ciganovic
НАКОРМИМ
1970-1995

Вторая четверть века

На фоне экономических потрясений в 1970-х годах в промышленно развитых странах выкристаллизовалось социальное напряжение, нараставшее еще с конца шестидесятых. Понимание того, что цикл роста завершен, оптимизма не прибавляло. Некоторые развивающиеся страны еще не ощутили благодатные последствия окончания войны и освобождения от колониального владычества: решительное укрепление источников средств к существованию ожидало их позже, а пока развитие экономики отставало от политических преобразований. В конце десятилетия, выступая перед участниками Всемирной конференции по аграрной реформе, президент Танзании Джулиус Ньерере говорил о людях, страдающих от “невероятной нищеты и запустения”.

Во время, когда страдает экономика и замедляется рост, на первый план выходят экологические проблемы.

Сначала в общественной, культурной, а затем и в политической жизни все отчетливее слышались голоса выступавших за бережное отношение к окружающей среде. Еще в 1962 году в своей книге “Безмолвная весна” Рейчел Карсон в деталях описала ущерб, который способно нанести окружающейсреде и здоровью человека бесконтрольное применение пестицидов. Книга стала громким призывом к участникам зарождающегося экологического движения, создала предпосылки для последовавшего в 1972 году запрета на применение в Америке дихлордифенилтрихлорэтана (ДДТ) и еще много лет оказывала влияние на общественное мнение и государственную политику Соединенных Штатов.

РЕЙЧЕЛ КАРСОН,
“БЕЗМОЛВНАЯ ВЕСНА” (отрывок)

Ни один ответственный человек не утверждает, что заболевания, переносимые насекомыми, можно игнорировать. Вопрос, который сейчас стоит наиболее остро: можно ли бороться с этой проблемой такими методами, которые стремительно делают проблему ещё хуже, насколько это мудро и ответственно. Мир уже слышал о победоносной войне с болезнями путём осуществления контроля за переносом их насекомыми, но гораздо меньше слышал о другой стороне этой истории — о поражениях и недолговечных триумфах, которые подтверждают тревожное предположение о том, что враждебные Насекомые действительно становятся сильнее из-за наших усилий. И даже хуже: мы разрушаем наши же средства борьбы.

“Мы не хотим, чтобы среда, которая нас окружает, становилась еще беднее, – с такими словами премьер-министр Индии Индира Ганди обратилась в 1972 году к участникам конференции в Стокгольме, пытаясь привлечь их внимание к значению дилеммы в Идеологии и роли компромисса в политике. – И мы не имеем права ни на мгновение забывать, как много людей страдают от Беспощадной нищеты. Разве нищета и нужда – не главные источники загрязнения?”

В последующие десятилетия опасения экологического характера изменили понимание взаимосвязей между человеком и природой. На протяжении 1970–1990 годов политики и общество отчетливо осознали, что ресурсы нашей планеты не бесконечны. Встал вопрос о том, как достичь желаемых для общества целей, в частности, ликвидировать голод, сведя к минимуму эксплуатацию природных запасов.

1980 год, ЭФИОПИЯ

Фермеры сооружают контурные насыпи на деградированных землях в качестве мер борьбы с эрозией, после чего они высаживают деревья и кустарники для восстановления земель. ©FAO/Florita Botts

1980 год, ЭФИОПИЯ Фермеры сооружают контурные насыпи на деградированных землях в качестве мер борьбы с эрозией, после чего они высаживают деревья и кустарники для восстановления земель. ©FAO/Florita Botts

Особое место было отведено морям и океанам – источникам жизненно необходимой пищи для сотен миллионов жителей Земли. Для многих это еще и источники средств к существованию. Они составляют основу рыбохозяйственной отрасли, Экономики островов и прибрежных зон. К середине 1970-х годов, на фоне споров об исключительных зонах рыбного промысла и нарастающего беспокойства в отношении рыбных запасов, рост рыболовства замедлился. В 1984 году, обращаясь к участникам организованного ФАО совещания по рассмотрению этих вопросов, король Испании Хуан-Карлос указал на необходимость обеспечить, чтобы “богатства морей не истощались вследствие хищнических, недальновидных и эгоистичных посягательств”. В 1995 году был принят всеохватывающий Кодекс ведения ответственного рыболовства. Стала быстро развиваться аквакультура.

Можно сказать, что второе двадцатипятилетие истории ФАО стало эпохой быстрых переоценок, но медленной смены методов практической работы. Деятельность в области сельскохозяйственного развития была все так же ориентирована исключительно на увеличение урожайности и наращивание объемов производства. Однако вокруг борьбы за ликвидацию голода стал формироваться не существовавший ранее многослойный социально-экологический контекст.

1984 год, ФИЛИППИНЫ

Традиционные рыбацкие лодки у пристани на побережье Баливасан, Замбоанга. ©FAO/Marie-Christine Comte

1984 год, ФИЛИППИНЫ Традиционные рыбацкие лодки у пристани на побережье Баливасан, Замбоанга. ©FAO/Marie-Christine Comte

Опустынивание и засухи, продовольственные кризисы и проявления массового голода указывали на цикличность и системный характер голода. Внимание ФАО и родственных ей организаций переключилось с вопросов теоретического наличия продовольствия на обеспечение доступа к нему. Но расширение доступа к продовольствию требовало решения множества других гуманитарных и социальных задач – это образование, охрана здоровья, чистая и безопасная окружающая среда и даже поддержание мира. Эти понятия больше не воспринимались как потребности и нужды, они все чаще упоминались в контексте дискуссий о правах. С точки зрения ликвидации голода неравенство стало морально неприемлемым, а в политике воспринималось как препятствие.

Следуя выбранному пути, из структуры, отвечающей за вопросы технического сотрудничества, ФАО постепенно превращалась в организацию, чья деятельность лежала в области международного развития. Перемены основывались на понимании, что узкая трактовка мандата Организации и акцент на количественные показатели не соответствовали новым реалиям. Логику “делать больше” сменила логика “делать лучше”, задача “обеспечить рост” уступила место задаче “обеспечить питанием”. Так, техническая помощь в организации централизованных ирригационных систем была свернута в пользу программ местного масштаба, ориентированных на отдельные общины: считалось, что такие программы более эффективны, требуют меньше времени на реализацию, быстрее дают конкретную отдачу и с большей вероятностью укрепляют невосприимчивость к внешним воздействиям.

Логику “делать больше” сменила логика “делать лучше”, задача “обеспечить рост” уступила место задаче “обеспечить питанием”.

1987 год, ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Пероральное введение лекарства больному теленку – часть серии мер по укреплению и консолидации развития животноводческого сектора, предпринимаемых правительством Центральноафриканской Республики. ©FAO/R. Faidutti

В середине 1970-х годов, с учреждением Комитета по всемирной продовольственной безопасности (КВПБ), получает официальное признание новая концепция продовольственной безопасности, основанная на сочетании принципов наличия продовольствия и обеспечения доступа к нему. КВПБ – это входящий в систему ООН орган, секретариат которого расположен при ФАО. Задуманный как инклюзивный форум Комитет представляет собой сегодня основную платформу, где должностные лица, эксперты, представители гражданского общества и промышленности обсуждают решения, направленные на ликвидацию голода, и пути повышения качества питания.

1987 год, ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА Пероральное введение лекарства больному теленку – часть серии мер по укреплению и консолидации развития животноводческого сектора, предпринимаемых правительством Центральноафриканской Республики. ©FAO/R. Faidutti

В конце 1980-х годов дух сотрудничества, порожденный падением Берлинской стены, возродил ощущение возможности достижения поставленных целей. В Европе сформировался Единый европейский рынок, была учреждена Всемирная торговая организация. Мир захлестнула волна либерализации. Многие барьеры в торговле были устранены. Но нарастающая глобализация торговых обменов спровоцировала во всем мире рост опасений в отношении безопасности пищевых продуктов. Вспышка губчатой энцефалопатии крупного рогатого скота (коровьего бешенства) в Британии была названа причиной быстрого распространения среди потребителей болезни Крейтцфельдта-Якоба, ведущей к дегенеративному неврологическому заболеванию. Это событие еще отчетливее высветило неразрывную связь между здоровьем животных и здоровьем людей. Основываясь на опыте, накопленном ФАО в борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных, Комиссия “Кодекс Алиментариус” занялась решением насущных вопросов, касающихся кормов для животных – еще одной сложной составляющей усилий по обеспечению достаточного количества безопасного и питательного продовольствия для всех.

Барьеры рушатся,масштабы торговли растут, и для обеспечения продовольственной безопасности в глобализованном мире требуются новые подходы.

К середине 1990-х годов ФАО обладала, несомненно, большим запасом всесторонних знаний и далеко продвинулась в сборе и обработке статистических данных. Но, несмотря на наступление эпохи дерегулирования, Организация все еще была зажата в тесных государственно-нормативных рамках. Ее институциональная культура ориентировалась на государства, в то время как инициатива в сельском хозяйстве, как и в разработке и внедрении стандартов, в значительной мере перешла к частному сектору. Государственные органы, и в первую очередь правительства развивающихся стран, все чаще обращались за политическими консультациями к различным независимым фондам и аналитическим центрам; в условиях, когда один кризис сменял другой, крепче становился потенциал НПО, позволявший осуществить быструю общественно-политическую мобилизацию.

1993 год, ИТАЛИЯ

Конференция ФАО на тему “Процедуры глобальной гармонизации карантина растений”. ©FAO

С приближением нового века Организация выросла, окрепла, а быстрый рост потребовал сложной и тонкой настройки ее деятельности. В следующие четверть века ей предстояло столкнуться с новыми проблемами – изменением климата, затяжными конфликтами, резким изменением темпов распространения голода; для их решения были необходимы более широкая стратегическая концепция и способность адаптироваться.

Вернуться к началу
1993 год, ИТАЛИЯ Конференция ФАО на тему “Процедуры глобальной гармонизации карантина растений”. ©FAO