Сельским хозяйством человечество занимается не одно тысячелетие – это неотъемлемый, хотя и не вполне совершенный, атрибут любого оседлого общества. В нашем коллективном сознании оно неразрывно связано с продовольствием и питанием, это необходимое условие нашего существования как биологического вида. Само название ФАО постулирует сельское хозяйство, сам акт потребления плодов земли как нечто должное, как вечную грань человеческого опыта.
Мы видим, как в пустыне множатся гидропонные фермы, овощи выращивают на вертикальных поверхностях, в городах все больше покрытых растениями небоскребов – и мы вправе спросить себя, нужна ли нам еще почва. В эру климатических потрясений, когда исторически сложившаяся определенность размывается, а биотехнологии идут вперед семимильными шагами, есть ли у сельского хозяйства, издревле оставившего в человеческой культуре глубокий след, будущее? А если да, то каким оно станет через десять, двадцать лет? Будет ли путь к обеспечению продовольственной безопасности для всех, как и раньше, пролегать единственно через фермы?
Крупный план овощей, выращенных гидропонным способом, в том числе несколько видов салата, растущих из маленькой губки на воде. ©AdobeStock/Kudos Studio
Следующая четверть века
По прошествии трех четвертей века простой принцип, заложенный в основание ФАО – наращивать производство, чтобы Прокормить больше людей – обрел множество новых граней и, может быть, устарел.
Покупательница в супермаркете в Манзини, Эсватини, в 20 км к югу от Мбабане. ©FAO/Giulio Napolitano
Производство мирового сельского хозяйства растет – растет как никогда. Оно, несомненно, обеспечивало продовольствием все больше людей. Но положение меняется. ФАО исполняется 75 лет – всего десять лет остается до окончания срока, отведенного на ликвидацию голода и неполноценного питания, но десятки стран не успевают решить поставленную задачу. Снова растет распространенность недоедания. От отставания в росте или истощения страдают почти 200 миллионов детей в возрасте до пяти лет. Здорового питания не могут себе позволить три миллиарда жителей планеты. Все больше взрослых и детей страдают от ожирения и связанных с питанием неинфекционных заболеваний, возникают предположения, что потребление в больших количествах пищевых продуктов, подвергнутых глубокой переработке, может стать причиной устойчивого изменения микрофлоры – мириад бактерий, которые живут в кишечнике каждого из нас.
Вызванные пандемией COVID-19 карантинные ограничения, несомненно, напомнили, насколько важно для нашей жизни, чтобы продовольственные товаропроводящие цепочки функционировали без сбоев. Кризис заставил понять, в какой мере мир зависит от тех, кто работает в полях и на скотобойнях – часто это мигранты, которых эксплуатируют и незаслуженно подталкивают к социальному дну. Сельское хозяйство в широком смысле играло и играет жизненно важную роль.
Однако во многих аспектах связь между сельским хозяйством, землей и продовольствием уже не ощущается так явно, особенно горожанами, которые сегодня составляют больше половины населения. В богатых странах на этот сектор приходится лишь незначительная доля ВВП. Сельскохозяйственные площади сокращаются, вклад деятельности по их обработке в создание общественного богатства все менее заметен. Во всех странах – и богатых, и бедных – уменьшается доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве. В течение последних десятилетий центр тяжести агропродовольственной экономики постепенно смещался с владения землей (где он пребывал на протяжении тысячелетий) в сторону владения производственными ресурсами, оказания услуг, переработки, и, наконец, на розничной торговли.
Овощеводы переходят от одной грядки к другой на Минской овощной фабрике. © Sergei Gapon/NOOR for FAO
Намного быстрее этот процесс протекал в сельскохозяйственных секторах, традиционно поставлявших непродовольственную продукцию: древесину – для строительства домов, хлопок – для изготовления тканей. Сегодня без сельского хозяйства не может обойтись ни одна отрасль – ни медицина, ни промышленность, ни транспорт; если исторически аграрный сектор производил важнейшую, но не дававшую особого прироста ценности продукцию – и при этом сохранялся высокий уровень недоедания – то сегодня он предлагает целый спектр широко востребованных услуг. Почвенные ресурсы планеты все еще обладают мощным потенциалом, но обитающие в них бактерии вряд ли дадут новый толчок привычному нам “горизонтальному” земледелию, они скорее обеспечат прорывные успехи в фармацевтической отрасли. Питательный потенциал продуктов из биомассы несельскохозяйственного происхождения, не связанной с почвой, например, из насекомых или морских водорослей, до сих пор не изучен и не используется в полной мере. В связи с этим вполне возможно, что вскоре сельское хозяйство, извечно считавшееся основой существования человечества, будет восприниматься как вспомогательный сектор биоэкономической отрасли.
По прошествии времени становится очевидно, что все подходы, которым до сих пор следовала ФАО – повышение продуктивности за счет государственного сектора, ориентация программ на ценности развития, инициативы по обеспечению устойчивости за счет мелких хозяйств – отражали неразрывную связь между сельским хозяйством и продовольствием. Эти подходы навсегда останутся в истории Организации, станут частью ее политического портфеля. Но ни один из них не был рассчитан на применение в сегодняшних условиях, когда каждый день несет с собой новые открытия, прорывные инновации, коренные преобразования. Как бы ни были эффективны старые подходы в прошлом, они не смогли обеспечить необратимого прогресса в ликвидации голода и неполноценного питания.
Дрон летит над плантациями винограда. ©AdobeStock/Jean-Bernard Nadeau
В новом контексте, под новым руководством ФАО вступает в новую эпоху – эпоху открытости, неустанной работы и многовекторного движения вперед. Полностью отделить продовольствие от сельского хозяйства невозможно, но мы видим, как возникают альтернативные возможности, как старая связь теряет однозначность, стремится к асимметрии. Будущее ФАО неразрывно связано с этими переменами.
Уже сейчас Организация активно разрабатывает ориентированные на фермеров приложения и финансовые продукты, предназначенные для диагностики болезней сельскохозяйственных растений, проведения стресс-анализа и страхования урожая, а в будущем в целях обеспечения продовольственной безопасности ФАО намерена задействовать технологии, основанные на использовании больших данных. Мониторинг продуктивности водных ресурсов при формировании биомассы с применением методов дистанционного зондирования, создание интерактивных платформ для управления системами послеуборочной обработки и переработки сельхозпродукции, организация страхования в сельском хозяйстве на основе блокчейна с привязкой смарт-контрактов к спутниковым данным о погоде и мобильным кошелькам – сегодня эти технологии исследуются или находятся на начальных этапах внедрения.
Эксперт ФАО в Кении, отслеживающий скопления личинок саранчи, использует свой мобильный телефон для внесения координат в приложение eLocust3. ©FAO/Luis Tato
Научные открытия и инновации начинают служить пользователям практически мгновенно, и ФАО больше не может ограничиваться традиционной ролью – распространять чужие знания. Организация должна совместно с другими генерировать знания в реальном масштабе времени. Достичь этого можно только путем интенсивного, активного сотрудничества с форумами, где масса знаний обретает законченную форму – с академическими институтами и частным сектором.
При этом на национальном уровне правительства утверждают рамочные программы работы инновационной деятельности: к середине 2019 года по меньшей мере в 49 странах осуществлялись стратегии в области биоэкономики. Около года назад Европейский союз принял стратегию “От фермы до потребителя”, которая ставит целью формирование справедливой, здоровой, экологически безопасной региональной продовольственной системы. Множащиеся политические инициативы обязывают ФАО оказывать содействие формированию стимулирующей среды: делиться результатами аналитической работы, распространять прикладные знания, участвовать в создании систем регулирования. Так, в 2019 году государства-члены поставили перед Организацией задачу разработать механизм гармонизации политики и стандартов цифровизации продовольственного производства. Организация будет оказывать содействие в основном технического, но также и управленческого характера – в области защиты данных, смягчения риска возникновения конфликта интересов и устранения цифрового разрыва.
В расположенных в Африке лагерях беженцев по инициативе Всемирной продовольственной программы, одним из сопредседателей которой выступает ФАО, для оценки потребностей в области продовольствия и питания уже сейчас используется система ботов. Поскольку в приложениях, используемых в сферах продовольственной безопасности, питания и охраны здоровья, все более значимой становится роль искусственного интеллекта, ФАО, наряду с Ватиканом и мировыми техническими гигантами, подписала Римский призыв к этике ИИ – документ, излагающий моральную концепцию, отражающий научный прогноз и намечающий направление усилий в сфере регулирования.
Еще недавно такое единодушие одного из крупнейших учреждений ООН, авторитетнейшего религиозного центра и Кремниевой долины показалось бы невозможным. Но изменение моделей взаимодействия в обществе и глобального управления указывает на совпадение интересов и расширение области совместного воздействия различных акторов, к числу которых стоит отнести и всех присоединившихся к Римскому призыву “соблюдать этику в алгоритмах”, что непосредственно затрагивает миллиарды людей. Ближайшее будущее будет в значительной мере характеризоваться созданием действенных коалиций, мобилизующих влиятельные, пусть и по-разному настроенные, структуры и массы их последователей на решение проблем, с которыми сталкивается общество в целом – это будет некое единство с опорой на цифровые технологии, нацеленное на получение результатов, которые послужат совершенствованию человеческой общности. Конечная цель предложенной ФАО инициативы “Рука об руку”, направленной на расширение сотрудничества, заключается в том, чтобы объединившиеся в пары страны-партнеры с разным уровнем экономического развития, как доноры, так и получатели помощи, смогли достичь поставленных целей в области обеспечения продовольственной безопасности. Эта платформа строится на использовании цифровых ресурсов – общественного блага, ценность которого растет с расширением всепроникающих двусторонних партнерских связей.
[Платформа “Рука об руку”] построена на использовании более чем миллиона геопространственных слоев, тысяч рядов статистических данных и более 4000 записей метаданных, на объединении географической информации и данных статистики, охватывающих более десятка аспектов, связанных с производством продовольствия и ведением сельского хозяйства – это продовольственная безопасность, растениеводство, почвы, земельные и водные ресурсы, климат, рыболовство, животноводство и лесное хозяйство. Кроме того, учтена информация о воздействии, которое оказывает на продовольствие и сельское хозяйство пандемия COVID-19.
Данные были получены от ФАО и других ведущих организаций, располагающих необходимой информацией – учреждений системы ООН, НПО, научных институтов, частного сектора, и космических агентств. Кроме того, были использованы данные базы данных ФАОСТАТ о состоянии сельского хозяйства и производства продовольствия в 194 странах-членах ФАО и на 51 территории за период с 1961 года до года, за который доступны наиболее актуальные сведения.Аналоговые, реализуемые на местах проекты, например, в области ирригации, будут осуществляться и завтра. Точно так же будет продолжена реализация традиционных программ, нацеленных на наращивание потенциала и расширение прав и возможностей. Но на следующем этапе развития Организации техническое содействие и информационно-просветительская работа уступят место оказанию системной поддержки, учитывающей динамику развития науки, основанной на больших данных, привязанной к мировым макроэкономическим показателям и нацеленной на преобразование общества.
Геопространственная платформа ФАО “Рука об руку” позволяет увидеть растительный покров района Ромбо в Моши. ©FAO
Геопространственная информация дополняет информацию, полученную на местах, и подтверждается ею. В 2012 году этот же район был обследован лесниками. ©FAO/Simon Maina
Стремление ФАО создать механизм взаимодействия науки и политики, охватывающий все аспекты продовольственной безопасности, включая ее климатическое и экологическое измерения, обусловило учреждение в середине 2020 года должности главного научного специалиста. Приблизительно тогда же Организация опубликовала результаты исследования, согласно которому реализация целенаправленных мер во всех звеньях продовольственных товаропроводящих цепочек каждой страны не только значительно расширит финансовую доступность здорового питания, что позволит повысить пищевой статус миллиардов людей, но также обеспечит сокращение на четыре пятых обусловленных питанием издержек, связанных с охраной здоровья и изменением климата (сегодня они составляют три триллиона долларов США в год), которые в противном случае будут отягощать мировые бюджеты вплоть до 2030 года.
Дети используют планшет в качестве обучающего средства. ©FAO/Mohammad Rakibul Hasan
2030 год – это рубеж, когда голод и неполноценное питание во всех его формах должны быть ликвидированы. На пути к достижению Поставленной цели мы стали свидетелями смены сложившегося ландшафта, преобразования сельского хозяйства, появления приложений, пришедших на смену плугу. Продовольствие изменилось, как изменилось наше понимание биологических и культурных аспектов его производства. В конце концов, не столь важно, как мы прокормим население планеты. Важно не упустить времени, действовать быстро, с расчетом на долгую перспективу, используя любые безопасные и достойные средства, и осознание этого становится все более отчетливым.