Занятость в секторе рыболовства и аквакультуры

В этом разделе представлены данные о занятости в секторе рыболовства и аквакультуры в годовом исчислении и в динамике. Главным образом будет рассматриваться занятость в первичном секторе, но также будут проанализированы и послепромысловые этапы, в первую очередь переработка.

Занятость в первичном секторе

По оценкам, в 2020 году на условиях полной или частичной занятости, а также на разовых работах или на работах с неопределенными обязанностями в секторе рыболовства и аквакультуры трудились 58,5 млн человек; примерно 21 процент из них составляли женщины. Из них 35 процентов были заняты в аквакультуре, а 65 процентов – в промышленном рыболовстве (см. таблицу 12).

ТАБЛИЦА 12ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ В РЫБОЛОВСТВЕ И АКВАКУЛЬТУРЕ В МИРЕ В РАЗБИВКЕ ПО РЕГИОНАМ В ОТДЕЛЬНЫЕ ГОДЫ, 1995–2020 ГОД

ИСТОЧНИК: ФАО.
ИСТОЧНИК: ФАО.

Занятость в секторе аквакультуры в последние годы стабилизировалась (таблица 12), в то время как число рыбаков в мире сократилось, в первую очередь под влиянием тенденций в Азии. Пандемия COVID-19 повлияла на занятость во всех производственно-сбытовых цепочках в рыболовстве и аквакультуре (см. раздел "COVID-19 – беспрецедентный кризис: первые выводы"). Ограничения на передвижения, осуществление видов деятельности, не признанных крайне необходимыми, и торговлю привели к сбоям и изменениям на рынках и в системах распределения, что создало проблемы в секторе рыболовства и аквакультуры. Ситуация в разных странах и в разные периоды зависела от особенностей распространения вируса и его штаммов, возникшего в Азии и попавшего в Европу, Северную и Южную Америку.

В 2020 году 84 процента рыбаков и рыбоводов проживали в Азии; за ней следовали Африка (10 процентов) и страны Латинской Америки и Карибского бассейна (4 процента). В аквакультуре было занято более 20 млн человек; 93,5 процента из них проживали в Азии, 3,1 процента – в Африке и 3 процента – в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Данные по сектору аквакультуры Европы, Северной Америки и Океании показывают, что в каждом из этих регионов проживало менее 1 процента от общего числа рыбаков или рыбоводов в мире (см. рисунок 32).

РИСУНОК 32ДОЛЯ ЗАНЯТЫХ В ПЕРВИЧНОМ СЕКТОРЕ РЫБОЛОВСТВА И АКВАКУЛЬТУРЫ ПО КОНТИНЕНТАМ

ИСТОЧНИК: ФАО.
ПРИМЕЧАНИЕ: на втором графике приведены показатели по всем континентам, кроме Азии, в целях дополнительной детализации.
ИСТОЧНИК: ФАО.

В секторе рыболовства трудились 37,9 млн человек; почти 80 процентов из них были жителями Азии, 13 процентов проживали в Африке, немногим более 5 процентов – в Северной и Южной Америке (в основном в странах Латинской Америки и Карибского бассейна), чуть более 1 процент – в Океании и чуть менее 1 процента – в Европе.

Динамика числа занятых в секторах рыболовства и аквакультуры различалась по регионам. В Европе и Северной Америке доля занятых в обоих секторах, в первую очередь в промышленном рыболовстве, сократилась наиболее существенно (таблица 12). В Африке число занятых в рыболовстве и аквакультуре стабильно растет, преимущественно за счет рыболовства. Число работников аквакультуры в Африке также продолжает расти, но остается низким по сравнению с числом занятых в рыболовстве. В Азии число работников как аквакультуры, так и рыболовства впервые за последние десятилетия снижается. Важными факторами сокращения числа занятых в рыболовстве стало сокращение флота Китая (см. раздел "Рыболовный флот") и пандемия COVID-19. В период с 2015 по 2020 год занятость в рыболовстве сократилась на 5,4 процента, а в аквакультуре – на 4,6 процента (таблица 12). В Океании занятость в секторе также снижается, причем в период с 2015 по 2020 год число рыбаков сократилось, а число работников аквакультуры осталось неизменным. В Европе до 2015 года число работников в секторе рыболовства и аквакультуры в целом сокращалось, а в 2015–2020 годах число занятых в рыболовстве выросло на 3 процента и на 5 процентов в секторе аквакультуры.

На рисунке 33 представлены данные о занятости в разбивке по формам: полная занятость, частичная занятость, разовые работы и работа с неопределенными обязанностями. Поскольку почти в 40 процентов случаев форма занятости указывалась как "работа с неопределенными обязанностями", из представленных данных можно сделать лишь ограниченные выводы о связанных с занятостью трудозатратах и затратах времени. В аквакультуре доля занятости "с неопределенными обязанностями" выше, так как не все страны, где значительная доля населения занята в аквакультуре, предоставляют дезагрегированные данные. Примерно 25 процентов работников трудятся на условиях полной занятости, 21 процент – на условиях частичной занятости, а остальные 14 процентов выполняют разовые работы. Большинство женщин, работающих в секторе (34 процента), выполняют "работу с неопределенными обязанностями"; несколько меньше (27 процентов) трудятся на условиях частичной занятости. Женщины составляют всего 15 процентов от общего числа тех, кто трудится на условиях полной занятости, подтверждая тем самым результаты исследований, согласно которым женщины, занятые в производственно-сбытовой цепочке сектора аквакультуры и рыболовства, как правило, занимают нестабильные должности. Однако данные только по сегменту переработки показывают, что здесь женщины составляют немногим более 50 процентов работающих на условиях полной занятости и 71 процент тех, кто работает на условиях частичной занятости (врезка 6).

РИСУНОК 33ОТЧЕТНОСТЬ ПО КАТЕГОРИЯМ ВРЕМЯЗАТРАТ В ПЕРВИЧНОМ СЕКТОРЕ РЫБОЛОВСТВА И АКВАКУЛЬТУРЫ

ИСТОЧНИК: ФАО.
ИСТОЧНИК: ФАО.

По оценкам, в 2020 году женщины составляли немногим более 21 процента непосредственно занятых в первичных секторах рыболовства и аквакультуры (в аквакультуре – 28 процентов, а в рыболовстве – 18 процентов работниц) (см. рисунок 34). Возросший показатель по сравнению с предыдущими годами обусловлен тем, что страны стали предоставлять данные в более подробной разбивке, а ФАО с 2019 года неустанно работает над повышением качества данных о занятости. Работа ведется совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и включает пересмотр всех данных по 49 странам за период с 1995 года, согласование данных о занятости и оптимизацию сбора данных с помощью совместного вопросника о занятости в первичном и вторичном секторах в отрасли рыболовства и аквакультуры, подготовленного с целью избавить членов от нагрузки, связанной с необходимостью предоставления двойной отчетности.

РИСУНОК 34ДЕЗАГРЕГИРОВАННЫЕ ПО ПОЛУ ДАННЫЕ О ЗАНЯТОСТИ В СЕКТОРЕ РЫБОЛОВСТВА И АКВАКУЛЬТУРЫ В РАЗБИВКЕ ПО РЕГИОНАМ, 2020 ГОД

ИСТОЧНИК: ФАО.
ПРИМЕЧАНИЕ: соотношение женщин и мужчин рассчитано на основе представленных данных, за исключением случаев, когда число занятых указывалось в отчетах как "неизвестное".
ИСТОЧНИК: ФАО.

Занятость в послепромысловом сегменте

В таблице 13 приводятся данные о занятости в послепромысловом сегменте, в первую очередь в переработке, предоставленные отдельными государствами-членами. Во врезке 6 приводится более подробный анализ этих данных, поскольку в сегменте переработки занято больше всего женщин. Эти данные дополняются результатами исследования Illuminating Hidden Harvests (ФАО, Университет Дьюка и Всемирный центр по рыбным ресурсам, готовится к публикации; см. также раздел "Выявление скрытых ресурсов: вклад маломасштабного рыболовства в устойчивое развитие"). Данное исследование показало, что женщины составляют 39,6 процентов субъектов производственно-сбытовой цепочки в маломасштабном рыболовстве в целом и 49,8 процентов занятых в сегменте переработки (включая как наемных работников, так и лиц, производящих продукцию для собственных нужд). Акцент на маломасштабном производстве крайне важен, так как при подготовке данных этот сегмент отрасли часто упускается из виду, а между тем именно в нем женщины составляют самую значительную долю работников.

ТАБЛИЦА 13ЗАНЯТОСТЬ НА ЭТАПЕ ПЕРЕРАБОТКИ ПРОДУКЦИИ ИЗ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ В РАЗБИВКЕ ПО СТРАНАМ В ОТДЕЛЬНЫЕ ГОДЫ, 1995–2020 ГОДЫ

ИСТОЧНИК: ФАО.
ИСТОЧНИК: ФАО.

ВРЕЗКА 6АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННЫХ О ЗАНЯТОСТИ С РАЗБИВКОЙ ПО ПОЛУ: ПРИМЕР ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО СЕКТОРА

Переработка пищевой продукции из водных биоресурсов – важнейший вид послепромысловой деятельности в секторе рыболовства и аквакультуры, который оказывает непосредственное влияние на экономические характеристики рыболовства и аквакультуры на местном и глобальном уровнях. Существуют различные методы переработки, направленные на преобразование и сохранение продуктов рыболовства и аквакультуры – от кустарных, используемых мелкими производителями, до механизированных, применяемых крупными предприятиями. Как показали расчеты, выполненные в 2012 году Всемирным банком1, в отдельных сегментах перерабатывающего сектора до 85 процентов работников составляют женщины. Согласно предварительным результатам нового исследования "Выявление скрытых ресурсов"2, женщины составляют половину работников сектора маломасштабного рыболовства, занятых в сегменте послепромысловой обработки. Высокую долю женщин среди тех, кто занят переработкой рыбы, можно рассматривать как следствие социально и географически обусловленного гендерного разделения труда в рыбной промышленности, при котором мужчины чаще работают в море, а женщины – на суше3, 4. Кроме того, такое большое число работниц, занятых в сегменте рыбопереработки, объясняется представлением о том, что женщины более покладисты, лучше подстраиваются под внешние условия, более скрупулезно подходят к выполнению работы и соглашаются на более низкую оплату труда, чем мужчины5. Там, где преобладают такие гендерные стереотипы, женщины занимают низкооплачиваемые, нестабильные и низкоквалифицированные должности во вторичном секторе и при этом их роль практически не признается на уровне политики6.

ФАО и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) организовали совместное исследование по 49 странам, в рамках которого ежегодно собираются дезагрегированные по полу данные, отражающие положение в секторе переработки продукции рыболовства и аквакультуры в этих странах. На сегодняшний день организации располагают данными по занятости в перерабатывающем секторе 38 стран. Данные по 22 странам из этого числа дезагрегированы по полу7. Полученный временной ряд является источником полезной информации, и к инициативе подключились еще десять стран, данные по которым не вошли в выборку ФАО-ОЭСР. ФАО предлагает остальным членам также предоставлять имеющиеся у них данные по рыбоперерабатывающему сектору. Тем не менее уже полученные данные свидетельствуют о серьезных пробелах в национальной статистике по занятости с учетом гендерного фактора, которые необходимо устранить. Отсутствие количественных данных о женщинах, занятых в перерабатывающем секторе, тесно связано с проблемой, существующей в первичном секторе, и препятствует установлению гендерного равенства во всем мире: оно мешает принимать фактологически обоснованные меры политики, направленные на борьбу с неравенством в оплате труда, рисками для здоровья и гендерной дискриминацией на рабочем месте6. Не ограничиваясь изучением данных, предоставленных членами, ФАО собрала дополнительные данные, которые были использованы для составления национальных, региональных и глобальных временных рядов, дающих картину занятости в секторе переработки с разбивкой по полу за период с 1991 по 2021 год. В настоящее время проводится экспертиза полученных временных рядов, после чего они будут объединены с предоставленными данными. По последним оценкам, женщины составляют чуть более 46 процентов рабочей силы в секторе. Для выполнения расчетов была использована статистика из 117 стран и одного регионального органа; 58 процентов субъектов, предоставивших данные, приводят в своих временных рядах как минимум один параметр с разбивкой по полу.

Несмотря на повышение качества данных, собранных в ходе последнего раунда работы, временные ряды по переработке относятся только к организованной, формально регулируемой деятельности, ведущейся в промышленных масштабах. Учитывая, что женщины составляют значительную долю работников кустарных рыболовецких хозяйств, а также хозяйств, ведущих промысел для собственных нужд2, следует уделять больше внимания сбору данных с разбивкой по полу о неформальной, неоплачиваемой деятельности и производстве для собственных нужд. Не хватает информации о занятости женщин в послепромысловом сегменте, связанной с агрегацией и дистрибуцией. Наконец в статистике занятости в секторе рыболовства и аквакультуры пока не учитываются вспомогательные виды деятельности, относящиеся к допромысловому сегменту (обслуживание лодок и прудов для аквакультуры, починка сетей, бухгалтерский учет, приготовление пищи для рыбаков, идущих на промысел и т.д.), поскольку они в основном носят неформальный характер. Чтобы признать важность неформальной деятельности в секторе рыболовства и аквакультуры для поддержания продовольственной безопасности и расширения финансовых возможностей женщин, необходимо учитывать эти виды деятельности при подготовке статистики и уделять приоритетное внимание сбору данных с разбивкой по полу.

back to top Вернуться к началу