info
close
©FAO/P. Johnson

Состояние лесов мира 2022

Глава 6 Лесохозяйственные стратегии развития: могут ли они стать средством экологически сбалансированного восстановления и создания жизнестойких экономик?

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
  • Те или иные шаги в русле лесохозяйственных стратегий развития предприняли большинство стран, но последовательная политика продвижения всех трех стратегий и усиления их взаимодополняемости не проводится практически нигде. Динамика в этом направлении явно нарастает, и сейчас настало время для реализации самых смелых планов, которые позволили бы масштабировать эти стратегии таким образом, чтобы они взаимно усиливали друг друга и способствовали повышению устойчивости к внешним факторам.
  • Эти три лесохозяйственные стратегии развития сопряжены с экономическими, социальными, политическими и экологическими рисками. Например, существует риск, что инвесторы, в том числе мелкие фермеры, упустят возможность вложить средства в более прибыльные предприятия; в то же время диверсификация, предусматриваемая этими лесохозяйственными стратегиями, может повысить экономическую устойчивость местных субъектов.
  • В дальнейшем могут быть реализованы следующие четыре направления деятельности: (1) использование средств, выделяемых на восстановление, для финансирования долгосрочных мер по созданию "зеленых" рабочих мест и дальнейшей мобилизации инвестиций частного сектора; 2) расширение прав и возможностей местных субъектов и создание для них стимулов к тому, чтобы они взяли на себя ведущую роль в реализации лесохозяйственных стратегий развития; 3) участие в диалоге по вопросам политики устойчивого лесопользования как средства одновременного решения экономических и экологических задач; и 4) достижение максимальной синергии между этими тремя лесохозяйственными стратегиями развития и мерами политики и программами в сельскохозяйственной, лесной, экологической и иных областях, а также сведение к минимуму возможных компромиссов.

6.1 Роль лесов и деревьев в экологически сбалансированном восстановлении и создании устойчивости к внешним факторам

Существует широкий консенсус по вопросу о необходимости экологически сбалансированного восстановления – и не только после пандемии, но и в ответ на те экологические угрозы, которые связаны с изменением климата, утратой биоразнообразия и сокращением экосистемных услуг. Но пока что в усилиях и инвестициях, направленных на восстановление экономики после пандемии, практически не учитывается потенциал лесов.

Во многих странах сохранение лесов не относится к числу значимых политических приоритетов. Там сельские жители ведут ежедневную борьбу за то, чтобы прокормить свои семьи. Экономисты иногда приводят веские финансовые аргументы в пользу сведения лесов, поскольку выращивание однолетних культур может приносить людям достаточно надежный и регулярный доход. В то же время леса играют важнейшую роль в обеспечении благополучия проживающих поблизости от них людей, особенно бедняков, а деградация и утрата лесов снижают их защитную функцию. Кроме того, в этом докладе приведено достаточно доказательств в пользу того, что леса играют решающую роль в регулировании состояния окружающей среды в местном и глобальном масштабах и, соответственно, в поддержании жизни человечества и жизни на Земле в целом.

Но правда ли, что деревьев и лесов действительно должно быть больше? Ответ на этот вопрос в известной степени зависит от конкретной ситуации: на одних ландшафтах приемлемый баланс видов землепользования уже достигнут, другие могут допускать какие-то объемы дальнейшей вырубки лесов. В целом, однако, данные, представленные в этом докладе, указывают на то, что продолжающиеся процессы обезлесения и деградации лесов усугубляют проблемы, связанные, например, с возникновением инфекционных заболеваний, с изменением климата на уровнях от локального до глобального, с ущербом, причиняемым стихийными бедствиями, и с растущим дефицитом воды хорошего качества. Кроме того, в будущем мир явно будет нуждаться в большем количестве материалов, а для достижения устойчивого развития необходимо будет добиться снижения воздействия их производства, использования и утилизации на окружающую среду. Безусловно важную роль здесь будут играть древесина и другие виды лесной продукции, поскольку эти материалы являются возобновляемыми и обладают другими полезными для окружающей среды свойствами.

Леса и деревья могут стать ключом к решению многих проблем, и одно из их преимуществ состоит в том, что с их помощью можно решать несколько проблем одновременно. В этом докладе рассматриваются три лесохозяйственные стратегии развития, которые могут не только способствовать восстановлению экономики после пандемии, но и помочь попутно решить ряд других задач. Этими стратегиями являются: 1) прекращение процесса обезлесения и сохранение лесов; 2) восстановление деградированных земель и расширение практики агролесоводства; и 3) устойчивое лесопользование и создание экологически чистых производственно-сбытовых цепочек.

Существуют альтернативные пути развития секторов продовольствия и сельского хозяйства, и их нужно проанализировать самым серьезным образом. ФАО сделала это в своей Стратегической рамочной программе на 2022–2031 годы561 которая призвана обеспечить реализацию стратегических целей по улучшению производства, улучшению качества питания, улучшению состояния окружающей среды и улучшению качества жизни с соблюдением принципа "никто не должен остаться без внимания"562.

Три предложенные лесохозяйственные стратегии развития имеют в своей основе устремления, концепцию и принципы ФАО, касающиеся построения более счастливого и устойчивого будущего. Они взаимно дополняют друг друга: например, в экономике замкнутого цикла роль древесины и других видов лесной продукции и услуг будет повышаться благодаря созданию новых лесных и древесных ресурсов, восстановлению и расширению практики агролесоводства, а также благодаря устойчивому использованию сохраненных естественных лесов; это, в свою очередь, может способствовать созданию "зеленых" рабочих мест и источников дохода и тем самым будет содействовать восстановлению и процветанию. Кроме того, некоторые решения по совершенствованию механизмов охраны окружающей среды, которые, как представляется, сегодня идут вразрез с социально-экономическими интересами, могут принести чистые выгоды, если изменить нынешнюю систему стимулирования таким образом, чтобы компромиссы превратились в возможности, например такие, благодаря которым фермеры смогут не только повысить свою производительность труда и доходы (напр., за счет освоения инновационных и экологически чистых технологий, источников средств к существованию и рабочих мест), но и снизить риски. Помимо стимулов важную роль будут играть социальная защита и меры социальной политики в целом: они помогут малоимущим домохозяйствам надлежащим образом отреагировать на такие изменения стимулов.

Не все компромиссы исчезнут, и не все льготы сохранятся на нынешнем уровне. Поскольку "никто не должен остаться без внимания", измениться может и распределение льгот. Однако есть все основания для того, чтобы в поиске решений лесам было уделено гораздо больше внимания. Долгосрочное устойчивое управление естественными лесами обеспечит предоставление жизненно важных экосистемных услуг, включая сохранение биоразнообразия, что поддержит усилия по восстановлению и поможет сохранить устойчивость к изменению климата. В идеальном мире сочетание охраны и использования лесов с устойчивым управлением ими будет неотъемлемой частью чистой и процветающей экономики замкнутого цикла, поддерживающей развитие сельского хозяйства и улучшающей условия жизни как миллионов сельских жителей, так и населения планеты в целом.

Эти три стратегии развития не новы, но признание их таковыми является шагом к тому, чтобы считать их пакетом взаимосвязанных мер, представляющим собой целостный подход к решению ряда местных и глобальных проблем. Совершенно очевидно, что можно наладить управление лесными ресурсами и производство множества товаров и услуг без заметного снижения продуктивности, уровня продовольственной безопасности и социальной и экологической ценности лесов в течение очень длительного времени. В большинстве регионов лесное хозяйство опирается на более чем столетнюю практику и результаты научных исследований, а также на традиционные знания, накопленные на протяжении веков. В масштабировании этих стратегий развития главным является обеспечение справедливого распределения выгод и затрат между заинтересованными сторонами; это, в свою очередь, потребует инклюзивных и прозрачных механизмов управления, которые должны быть подкреплены надлежащей системой надзора.

В некоторой степени стратегии прекращения процесса обезлесения и восстановления являются предпосылками для стратегии устойчивого лесопользования и будут лежать в основе ее реализации. Сведение обезлесения к минимуму и обращение его вспять, формирование новых лесных ресурсов и устойчивое управление всеми видами лесов позволят лесным отраслям справиться с ростом мировых потребностей в материалах и экосистемных услугах, создавая "зеленые" рабочие места и поддерживая экономическое развитие.

Реализация трех лесохозяйственных стратегий развития сопряжена с определенными рисками. Например, изменение климата может угрожать здоровью и жизнеспособности как естественных лесов, так и лесонасаждений, и важную роль в смягчении этого риска будет играть адаптивное управление. Существует экономический риск, связанный с тем, что инвесторы, включая мелких фермеров, реализуя эти лесохозяйственные стратегии, упустят возможность вложить средства в более прибыльные предприятия, а правительства будут тратить скудные ресурсы на такие варианты ведения лесного хозяйства, с которыми связан высокий риск потерпеть неудачу в той местности, где они апробируются. Но диверсификация экономической деятельности и источников дохода, которую обеспечивают эти стратегии развития, при правильном подходе, вероятно, повысит экономическую устойчивость людей в местном масштабе.

Другой риск связан с тем, что эти лесохозяйственные стратегии будут использоваться для того, чтобы с их помощью замедлить осуществление мероприятий в других областях, особенно в контексте изменения климата. Вклад этих лесохозяйственных стратегий (в частности) в смягчение последствий изменения климата должен поддаваться проверке и не восприниматься как возможность избежать необходимости сокращения выбросов парниковых газов в других секторах.

Учитывая имеющиеся знания, возрастающую роль многосторонних платформ, которые обеспечивают всем сторонам возможность быть услышанными, и рост доступности цифровых средств для получения информации о биофизических, рыночных и социальных параметрах в режиме, близком к реальному времени, все эти риски можно снизить. Однако в том, что касается воздействия и результатов осуществления этих лесохозяйственных стратегий развития, остается много неясного, и для того, чтобы в полной мере уяснить связанные с этим затраты, выгоды и риски, особенно связанные с местной спецификой, необходима дополнительная работа.

Многие страны уже предприняли серьезные шаги в направлении реализации трех этих стратегий, включая введение стимулов для сохранения лесов, совершенствование механизмов МОП лесов, осуществление инвестиций в правоприменение, управление и торговлю в лесном секторе и РЕДД+, проведение реформ в области прав владения и пользования, устройство искусственных лесонасаждений, восстановление деградированных земель и содействие развитию агролесоводства. Тем не менее усилия по наращиванию роли лесов и деревьев по-прежнему встречают на своем пути такие препятствия, как дефицит инвестиций, экологически вредные субсидии, слабая вовлеченность в процессы принятия решений, нормативные барьеры, особенно для мелких фермеров, биофизические риски, такие как пожары, нашествия вредителей и засухи, а также негативное отношение к концепции устойчивого лесопользования и экономической ценности лесов и деревьев на сельскохозяйственных ландшафтах. Странам необходимо активизировать усилия по разработке мер политики, способствующих продвижению всех трех предложенных лесохозяйственных стратегий развития и повышению их взаимодополняемости.

back to top Вернуться к началу