В 2050 году, чтобы удовлетворить глобальный спрос, обусловленный ростом населения и доходов, сельскому хозяйству нужно будет производить почти на 50 процентов больше продовольствия, волокон и биотоплива, чем в 2012 году164. Однако распределение земельных и водных ресурсов в мире не всегда благоприятствует тем странам, где в будущем ожидается увеличение спроса. Некоторые страны, где спрос на продовольствие быстро растет, например Китай и Индия, сталкиваются с нехваткой земли или воды уже сейчас165. С развитием нынешних тенденций роста населения, урбанизации и изменений рациона регионы, которые уже страдают от усиливающегося дефицита земли или воды, по-видимому, будут все активнее использовать торговлю в качестве инструмента обеспечения продовольственной безопасности.
Аналитики полагают, что в ближайшие десятилетия мы станем свидетелями роста торговли виртуальными водой и землей, овеществленными в сельскохозяйственной продукции. По оценкам одного из исследований, к концу XXI века объем межрегиональной торговли виртуальной водой может утроиться166. Согласно прогнозам, полученным на основе моделей, в которых отслеживаются сложные взаимосвязи между сельским хозяйством и водными ресурсами, к 2050 году объем торговли сельскохозяйственной продукцией может увеличиться на 74–178 процентов, и за счет торговли будет удовлетворяться до 50 процентов мирового спроса на продовольствие167. Увеличение производства в целях удовлетворения растущего спроса усилит нагрузку на водные ресурсы, а торговля обеспечит не только достаточное количество продовольствия для стран с ограниченными водными ресурсами, но и экономию воды по сравнению с гипотетической альтернативой, когда спрос на продовольствие полностью удовлетворяется за счет внутреннего производства168.
Несмотря на то, что из-за увеличения производства глобальный водозабор должен возрасти, открытость торговли может постепенно привести к перемещению источников экспорта в регионы, богатые водными ресурсами, что ослабит нагрузку на страны, испытывающие дефицит воды. Торговля может также способствовать размещению производства в регионах с относительно высокой производительностью воды, т.е. там, где для производства единицы продукции используется относительно меньшее количество воды169. Тем самым расширение торговли агропродовольственными товарами будет способствовать экономии воды на глобальном уровне. По оценкам одного из исследований, торговля может обеспечивать ежегодную экономию воды в размере 40–60 м³ на душу населения170. Имеющиеся данные уже сейчас свидетельствуют о том, что объемы торговли между регионами с разной производительностью воды увеличиваются, что подчеркивает роль торговли в повышении эффективности водопользования171.
Торговля может способствовать и более эффективному использованию земель в мире. Это происходит, когда, благодаря торговле, сельскохозяйственная продукция из стран с более высокой урожайностью с гектара идет в страны, где производительность земель ниже172. Так, по некоторым оценкам, торговля зерновыми культурами позволяет ежегодно экономить порядка 50 млн га земельных ресурсов173. А так как в сельскохозяйственном производстве земельные и водные ресурсы дополняют друг друга, то торговля способствует экономии как земли, так и воды174.
Несмотря на то, что увеличение спроса на экспорт может существенным образом истощать местные ресурсы, на глобальном уровне торговля способствует повышению эффективности использования ресурсов. Согласно результатам одного из проведенных исследований, в случае отсутствия взаимной торговли многим странам, для того чтобы обеспечить производство на своей территории тех продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, которые они в настоящее время импортируют, пришлось бы удвоить водопотребление, площадь пахотных земель или и то, и другое вместе175. При этом во многих странах база природных ресурсов ограничена уже сейчас, поэтому без торговли им бы не удалось удовлетворить свой спрос на продовольствие. Это также вынудило бы страны продолжать производство на маргинальных землях, где условия для выращивания сельхозкультур менее благоприятны, что потенциально увеличило бы нагрузку на и без того уязвимые экосистемы и усугубило бы процесс истощения ресурсов и деградацию земель на местном уровне.