Устойчивость природных ресурсов зависит от общественного устройства. Общества своими действиями вызывают деградацию земель и дефицит воды, но эти процессы не являются необратимыми. В некоторых обществах разработаны устойчивые и жизнестойкие системы производства, позволяющие справиться с деградацией. Их опыт может помочь директивным органам получить представление о потенциале систем управления ресурсами на уровне общин.
Для сокращения масштабов нищеты в сельских районах необходимо обеспечить равенство доступа к земельным и водным ресурсам. Отсутствие надлежащего доступа и возможностей для использования преимуществ природного капитала может привести к чрезмерной эксплуатации ресурсов для удовлетворения сиюминутных потребностей. Необходимыми условиями решения этих проблем являются ответственное и добросовестное управление, наличие эффективных институтов и гарантированные права владения и пользования ресурсами. Между стратегиями сокращения масштабов нищеты и устойчивым управлением ресурсами возможны существенная синергия и варианты сбалансированных решений. В действующем водном законодательстве права на водные ресурсы обычно отделены от прав землевладения.
Тенденции в области развития и последствия изменения климата усиливают конкуренцию за земельные и водные ресурсы и повышают риск для источников средств к существованию малоимущих и уязвимых категорий населения. Порядка 77 процентов мелких фермерских хозяйств в странах с низким и средним уровнями дохода расположены в регионах с дефицитом воды, а доступ к орошению имеют менее трети из них. Наиболее выраженное неравенство в доступе к орошению между мелкими и крупными хозяйствами наблюдается в Латинской Америке и Карибском бассейне, в Южной Азии и в странах Африки к югу от Сахары. Ограниченность доступа к услугам орошения может стать серьезным препятствием для обеспечения средств к существованию жителей сельских районов, особенно в засушливых регионах.
С доступом к земельным и водным ресурсам и с управлением ими связаны также серьезные гендерные проблемы и проблемы справедливости. В мире в целом женщины составляют более 37 процентов рабочей силы в сельском хозяйстве, а в странах с низким уровнем дохода этот показатель достигает 48 процентов. Их вклад очень значителен во всех подсекторах сельского хозяйства. Женщины составляют почти 50 процентов из мелких животноводов и почти половину рабочей силы в секторе маломасштабного рыболовства. Однако законы или стратегии, в которых напрямую говорится об участии женщин в управлении объектами санитарной инфраструктуры или водными ресурсами в сельских районах, действуют менее чем в 50 странах. Женщины по-прежнему составляют менее 15 процентов владельцев сельскохозяйственных земель, и доступ к инфраструктуре сельского хозяйства у них не всегда такой же, как у мужчин.