Технические меры реагирования в сельском хозяйстве стали более целенаправленными и значительно более эффективными в плане управления земельными, почвенными и водными ресурсами. Быстро распространяются мобильные технологии и техническая механизация фермерских хозяйств. Услуги дистанционного зондирования, облачные вычисления и открытый доступ к данным и информации о сельскохозяйственных культурах, природных ресурсах, климатических условиях, вводимых ресурсах и рынках уже сейчас приносят пользу мелким фермерам, позволяя им интегрироваться в цифровые агропродовольственные системы. Один из таких примеров приведен во врезке S.5. Но в этом вопросе необходима осторожность, чтобы не допустить "цифрового разрыва" между теми, у кого уровни доступа к новым технологиям различны. Устойчивое управление земельными ресурсами и КОСХ могут сочетаться с рациональным использованием земельных, почвенных и водных ресурсов и масштабироваться для поддержания необходимого уровня производства.
Засоление почв ежегодно выводит из производства до 1,5 млн га сельскохозяйственных угодий. Если процесс засоления не остановить, то последствия будут очень серьезными. Существуют варианты решения проблем засоления и осушения засоленных почв, которые жизненно необходимы для обеспечения будущей продовольственной безопасности жителей засушливых и полузасушливых регионов. Помимо традиционных методов выщелачивания почв можно также использовать соленые дренажные воды и внедрить практику биосолевого земледелия, подобрав соответствующие солеустойчивые культуры, структуру посевных площадей и агротехнических приемов. При планировании на уровне водосборного бассейна или ландшафта этот адаптивный подход позволяет уменьшать степень деградации окружающей среды и восстанавливать экосистемы в засушливых районах.
Сельскохозяйственный сектор должен взять на себя ответственность по управлению экологическими рисками, сократив выбросы химических веществ и отходов животноводства на суше. Эта задача является глобальным приоритетом. Инструментами, призванными противодействовать тенденции к неустойчивой интенсификации сельского хозяйства и расширению использования и вредного воздействия удобрений, пестицидов и гербицидов, являются методы интегрированной защиты растений и Международный кодекс поведения в области устойчивого использования удобрений и управления ими (Кодекс по удобрениям). Кодекс по удобрениям содержит рекомендации по борьбе с ненадлежащим использованием, недостаточным и чрезмерным использованием удобрений с учетом дисбаланса питательных веществ в почвах и их загрязнением.
На долю богарного земледелия приходится 80 процентов обрабатываемых земель и 60 процентов мирового производства продовольствия и волокон. Для повышения производительности и устойчивости к внешним воздействиям необходимо оптимизировать использование почвенной влаги за счет улучшения сбора дождевого стока, увеличения влагоудерживающей способности почв, обеспечения максимального проникновения влаги в почву и минимизации поверхностного стока и испарения. Влажность почвы является ключевым фактором ее здоровья и надлежащего функционирования. Она способствует связыванию ПОУ и предотвращает высыхание богатых углеродом почв и высвобождение углерода.
Из-за дефицита пресной воды возобновился интерес к орошению, на долю которого приходится 70 процентов всей забираемой пресной воды и 90 процентов безвозвратного водопользования. Модернизировать существующие схемы и внедрять новые проекты помогают новые технологии планирования, проектирования и оценки, такие как учет и аудит водных ресурсов, ИКТ и автоматизация. Если раньше ставилась задача повысить не имеющую четкого определения эффективность водопользования, то сейчас фокус сместился на повышение продуктивности воды, обеспечение реальной экономии воды и удовлетворение потребности фермеров в более гибких и надежных источниках водоснабжения.
Создание запасов воды позволяет подстраховаться на случай неопределенности и изменчивости климата и различий в спросе и предложении, а также повысить устойчивость к изменению климата. Запасы воды во всем мире сокращаются, но эту тенденцию необходимо обратить вспять. Уже сейчас происходит переход от традиционных инфраструктурных подходов к управлению водохранилищами и оценке всех видов резервуаров (естественных и искусственных). Ожидается, что расширение практики совместного управления хранилищами поверхностных и подземных вод, в отличие от совместного использования, позволит распределить риски и обеспечит более широкий спектр социальных и экологических выгод.
Большинство стран по-прежнему относят засуху к той же категории стихийных бедствий, что и наводнения и землетрясения. Такой подход ведет лишь к расходованию ценных ресурсов, но не способствует повышению устойчивости к внешним воздействиям в будущем. Переход к тактике управления рисками может значительно снизить риски и последствия засух. В настоящее время внедряется "трехкомпонентный" подход, который требует инвестиций в системы мониторинга и раннего предупреждения, исследований для оценки уязвимости к засухам и мероприятий по уменьшению масштабов неблагоприятных последствий.
Минимизировать риск наводнений помогают "зеленая" инфраструктура и природоориентированные решения, основанные на использовании экосистемных подходов для защиты от наводнений. В качестве примера здесь можно привести восстановление пойм вместо строительства дамб. Для общества выгоды "зеленой" инфраструктуры заключаются в том, что она предотвращает ущерб от наводнений для существующей инфраструктуры и обеспечивает дополнительные преимущества, такие как развитие биоразнообразия, улучшение качества воды и расширение возможностей для отдыха.
Природоориентированные решения могут защитить от речных паводков сельскохозяйственные, городские, гидрогеоморфологические и лесные системы. В сельском хозяйстве такие решения нацелены на регулирование стока и снижение риска наводнений. В лесном хозяйстве это меры по предотвращению затопления лесных массивов или по содействию инфильтрации и накоплению запасов почвенных вод. Меры гидрогеоморфологического характера включают восстановление и рациональное использование водно-болотных угодий и речных пойм, искусственное меандрирование и изменение уклона русел с целью приведения гидравлического уклона к нужной величине.
Концепция циркулярной экономики в равной степени применима как к сельскохозяйственному водопользованию, так и к продовольственным системам в целом. Она создает возможность использования нетрадиционных источников воды, которая в ином случае могла бы пойти в отходы, например соленой и солоноватой воды, сельскохозяйственной коллекторно-дренажной воды, воды, содержащей токсичные элементы и отложения, а также сточной воды. Другими положительными аспектами повторного использования воды в земледелии являются рециркуляция питательных веществ, восстановление здоровья почв и сокращение объемов невозобновляемой энергии, материалов и ресурсов, используемых в богарных и орошаемых системах.
Многие мероприятия за пределами фермерских хозяйств и в продовольственных системах имеют непосредственное отношение к управлению земельными, почвенными и водными ресурсами и приобретают сейчас магистральный характер. К ним относятся современные подходы по выстраиванию сельскохозяйственного производства в увязке с рациональным использованием экосистем, внедрение методов регенерации пахотных земель и пастбищ, повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, сокращение потерь и порчи пищевой продукции, попытки изменить модели потребления продовольствия и появление продовольственных систем, функционирующих на основе принципов циркулярной экономики, которые повышают эффективность использования ресурсов. Все это отражает потенциальные преимущества внедрения на различных ландшафтах и в разных социальных условиях передовых систем ведения сельского хозяйства, обеспечивающих производство разнообразных продуктов, занятость, гарантированные средства к существованию и полноценное и устойчивое питание, сохраняя при этом ресурсы и здоровье экосистем и способствуя сокращению выбросов парниковых газов и увеличению объемов связывания углерода.
Инновационные подходы, нацеленные на переход к устойчивым продовольственным системам и обеспечение продовольственной безопасности и питания, можно адаптировать и применять с учетом конкретной ситуации с земельными и водными ресурсами. Сам подход зависит от того, какой путь был выбран изначально: это может быть агроэкология, почвозащитное и ресурсосберегающее земледелие, органическое сельское хозяйство, агролесоводство, организация смешанных растениеводческо-животноводческих хозяйств, КОСХ и устойчивая интенсификация. На Саммите ООН по продовольственным системам 2021 года была признана важность тех подходов, которые носят многоотраслевой территориальный характер, поскольку они позволяют масштабировать успешный опыт.
За период с 2000 года был достигнут значительный прогресс в области селекции сортов сельскохозяйственных культур и пород домашнего скота. Такие сорта и породы жизненно необходимы для повышения урожайности и устойчивости к различным факторам стресса, таким как засуха, заболачивание, холод и засоление. Они также будут играть все более важную роль в адаптации к изменению климата и послужат дополнением к существующим решениям, таким как усиление полива, добавление большего количества агрохимикатов и механизация. Генетически модифицированные культуры по-прежнему являются предметом длительных дебатов по вопросам рисков для биоразнообразия, здоровья человека и состояния окружающей среды, а также распределения выгод, связанных с использованием таких культур.
Одной из наиболее перспективных мер в плане повышения продовольственной безопасности, снижения производственных затрат, уменьшения нагрузки на природные ресурсы и повышения экологической устойчивости является сокращение потерь и порчи пищевой продукции. Предусмотренная ЦУР 12 задача 12.3 состоит в том, чтобы к 2030 году сократить вдвое в пересчете на душу населения общемировое количество пищевых отходов на розничном и потребительском уровнях и уменьшить потери продовольствия в товаропроводящих цепочках.
Необходимы продовольственные системы, действующие на основе принципов циркулярной экономики. Это позволит преодолеть неэффективность нынешней, большей частью линейной экономической модели, суть которой заключается в добыче природных ресурсов для производства продуктов, использовании этих продуктов в течение какого-то времени, а затем выбрасывании их на свалку в виде отходов. Ежегодные затраты глобальной продовольственной системы оцениваются в 1 трлн долл. США. Альтернативами такой модели являются ведение сельского хозяйства поблизости от сельских населенных пунктов и городов, регенеративное производство пищевых продуктов, использование природных процессов вместо использования химикатов, переработка отходов, сведение к минимуму отходов и загрязнения окружающей среды, а также улучшение питания и обеспечение устойчивости рациона.
Сельские общины, проживающие в засушливых районах, поколениями выстраивали системы и методы ведения сельского хозяйства, приспособленные к засушливым, полузасушливым и субгумидным условиям и к риску засух. Их средства к существованию зависят от ограниченных земельных и водных ресурсов, и они создали смешанные системы хозяйствования, в которых растениеводство сочетается с животноводством и используются скороспелые и устойчивые к засухам сорта культур и отступающие паводковые воды вблизи водно-болотных угодий и аллювиальных равнин. Своими знаниями и опытом они могут поделиться со странами, где в последнее время из-за изменения климата бывают засухи и дефицит воды.