Для создания дееспособных и компетентных учреждений и организаций необходимо эффективное и инклюзивное управление. А для того, чтобы добиться успеха в области управления земельными и водными ресурсами, нужны согласованные и интегрированные меры политики в различных секторах, которые позволят решить многочисленные задачи, связанные с природопользованием, достижением необходимых компромиссов и состоянием соответствующих экосистем и услуг. Согласованность необходима на всех уровнях управления и во всех сферах политики, поскольку даже не относящиеся к водным и земельным ресурсам решения могут существенно повлиять на природные ресурсы. Это требование распространяется и на управление трансграничными ресурсами, поскольку водные потоки и наносы пересекают международные границы.
Понимание и признание взаимосвязи обычных и установленных законом прав на землю и воду и роли гибридных правовых систем в инклюзивных режимах водо- и землепользования могут стать основой для реализации целого спектра политических задач и целей в области развития. Для обеспечения действенности, эффективности и инклюзивного характера стратегий в области земельных и водных ресурсов необходимы многоуровневые механизмы управления. В создании комплексной системы управления земельными и водными ресурсами, включающей взаимодействие с гражданским обществом, научными кругами, местными общинами, женщинами и девочками, молодежью и частным сектором, решающее значение имеют многосторонние и междисциплинарные подходы.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что планирование и реализация в надлежащих масштабах комплексных и многосторонних инициатив позволяют восстанавливать деградированные ресурсы, поддерживать интенсивные методы хозяйствования и повышать устойчивость к внешним воздействиям. Этого можно добиться за счет управления водосборными или речными бассейнами, комплексного управления ландшафтами (КУЛ) и восстановления ландшафтов, модернизации систем орошения и внедрения методов климатически оптимизированного сельского хозяйства (КОСХ) на основе долгосрочных стратегий, инвестиций и инновационных механизмов финансирования и партнерских отношений, призванных подкрепить соответствующие инициативы и улучшить условия жизни людей.
Политические и правовые механизмы, регулирующие использование земельных и водных ресурсов на национальном уровне, нередко разрознены или должным образом не внедрены либо оказались неэффективными из-за институциональной и технической разобщенности и несовпадения юрисдикций в отношении экологически взаимосвязанных ресурсов. Концепция комплексного управления водными ресурсами предполагает, что вода – это система, поэтому управлять нужно именно системой – обычно на уровне бассейна, суббассейна или водоносного горизонта, а границы водных систем часто никак не соотносятся с политическими или административными границами. Для обеспечения ответственного и добросовестного управления и повышения эффективности и устойчивости водопользования необходимы соответствующие технические, финансовые и институциональные решения и их действенная и скоординированная реализация на межотраслевом уровне.
Для эффективного принятия решений необходима информация о земельных и водных ресурсах (об их количестве и качестве), об их распределении, доступе к ним, о связанных с ними рисках и об их использовании. Информация в цифровом формате, обрабатываемая в режиме реального времени, позволяет директивным органам использовать качественные, доступные, своевременные и надежные дезагрегированные данные, интеллектуальные технологии и бесперебойные механизмы мониторинга для разработки эффективных межотраслевых мер политики, обеспечивающих соблюдение принципа "никто не должен остаться без внимания".
Сохраняется дефицит финансирования, необходимого для достижения международным сообществом целей по сохранению экосистем суши (ЦУР 15) и устойчивому управлению водными ресурсами (ЦУР 6). Рекомендуется привлечь международное финансирование и государственные и частные инвестиции в интересах создания благоприятных условий и изучения новых подходов к инвестированию в экологически устойчивые земельные, почвенные и водные ресурсы. При этом фермеры должны быть признаны основными инвесторами, а не просто получателями государственных субсидий и тарифной защиты.
Водохранилища в верхнем течении Красной реки на севере Вьетнама обеспечивают регулирование стока и выработку большей части электроэнергии, необходимой для реализации стратегий модернизации и индустриализации страны. Эта же система обеспечивает воду для орошения 750 000 га риса, выращиваемого в дельте Красной реки, что имеет решающее значение для социальной стабильности и продовольственной безопасности. В большинстве оросительных систем используются электронасосы, работающие от электричества, которое вырабатывается на гидроэлектростанциях, расположенных выше по течению.
Поскольку запасы воды оскудевают, а конкуренция между энергетическим и сельскохозяйственным секторами усиливается, возникает необходимость в надежных и актуальных данных и информации, которыми можно было бы руководствоваться при выборе вариантов распределения водных ресурсов; таких данных по-прежнему не хватает. Для того чтобы справиться с этой проблемой и обеспечить принятие решений о выделении и распределении водных ресурсов на основе долгосрочной комплексной многоотраслевой стратегии, необходимы эффективные межотраслевые консультации.
Есть три категории мер, которые должны обеспечить успешный переход к согласованному и справедливому управлению земельными и водными ресурсами и способствовать устойчивому развитию продовольственных систем, обществ и экосистем:
создание скоординированных и согласованных политических, правовых и институциональных механизмов во всех секторах;
делегирование управленческих полномочий и устранение неравенства возможностей; и
внедрение адаптивных механизмов управления и обеспечение организационной гибкости.
Международные конвенции и политические обязательства высокого уровня обеспечивают мощный мандат и поддержку многоотраслевому комплексному управлению земельными и водными ресурсами. Они создают основу для достижения ЦУР и обсуждения желаемых социальных, экономических и экологических результатов.
Выбранные варианты решения проблем, связанных с земельными и водными ресурсами, можно адаптировать к конкретным обстоятельствам, подкрепив их мерами в области управления, усиления институтов и развития потенциала на всех уровнях принятия решений. В первую очередь необходимы эффективные меры по управлению земельными и водными ресурсами, стимулирующие целевые инвестиции и поведенческие изменения. Это должно перевести варианты устойчивого управления ресурсами и экосистемами в плоскость долгосрочных мероприятий, реализуемых в нужном масштабе.
Для понимания и поиска компромиссов между секторами и увязки между собой целей экономического развития, социальной защиты и охраны окружающей среды необходимы соответствующие механизмы и инструменты управления. Следует сконцентрироваться на задаче смягчения неравенства в вопросах распределения водных ресурсов и доступа к земле и воде; для этого необходимы признание, уважение и обеспечение соблюдения прав владения и пользования земельными и водными ресурсами, в частности прав отдельных лиц и групп, которые используют эти ресурсы для получения продовольствия и средств к существованию. Для профилактики рисков необходимы оценки уязвимости и оценки рисков.
Межотраслевые и территориальные подходы, такие как КУЛ, КУВР и подход, основанный на взаимосвязи водоснабжения, энергетики и производства продовольствия, формируют ценный опыт, которым можно воспользоваться для усовершенствования и применения комплексных механизмов управления земельными и водными ресурсами, обеспечивающих масштабирование мероприятий по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению земельных ресурсов и экосистем и способствующих достижению ЦУР. Но для практической реализации этих подходов необходимы стратегические инструменты, в частности коллективное планирование земельных ресурсов, механизмы стимулирования, устойчивое финансирование и компетентные децентрализованные институты. Для этого в арсенале должны быть современные инструменты диагностики, планирования и оценки, интегрированные наборы данных, новейшие цифровые инструменты администрирования и подходы, предусматривающие участие многих заинтересованных сторон.
К числу доказавших свою эффективность стратегий улучшения качества питания, укрепления здоровья экосистем и создания устойчивых и жизнестойких агропродовольственных систем, функционирование которых основано на рациональном управлении почвенными и водными ресурсами и ресурсами биоразнообразия, относятся, в частности, агроэкология, почвозащитное и ресурсосберегающее земледелие, органическое сельское хозяйство, агролесоводство и организация смешанных растениеводческо-животноводческих хозяйств.
Магистральный характер приобретают меры внутрихозяйственного и более общего характера в сфере земельных, почвенных и водных ресурсов, помогающие найти сбалансированные решения и согласовать между собой цели рациональной организации производства и экосистем, повышения производительности сельского хозяйства, создания устойчивости к изменению климата, сокращения потерь и порчи пищевой продукции, изменения моделей потребления продовольствия и перехода к более ресурсоэффективным продовольственным системам.
Делегирование управленческих полномочий и устранение неравенства возможностей являются необходимыми условиями разработки обоснованных мер политики в конкретных социально-экономических и экологических условиях и для реализации стратегий, ориентированных на защиту интересов малоимущих. Инклюзивное управление земельными и водными ресурсами требует продуманных связей между институтами, уровнями и секторами, а также участия всех заинтересованных сторон. Для эффективного взаимодействия и переговоров представителей гражданского общества, в том числе маргинализованных групп, с правительством и корпоративным сектором необходимы платформы для диалога и подходы на основе консенсуса. Это поможет обеспечить справедливость и сбалансированность решений и позволит перейти к устойчивым агропродовольственным системам.
В знаковой Коронивийской программе совместной работы в области сельского хозяйства (КПСРСХ) описаны связанные с климатом риски, определена их приоритетность и представлены инструменты государственной политики и управления, которые должны помочь с ними справиться. Важнейшим элементом решения проблемы изменения климата в этой программе признаны земельные ресурсы (врезка S.3).
Эта инициатива обеспечивает платформу для укрепления механизмов управления земельными и водными ресурсами за счет интеграции мер политики в области адаптации к изменению климата и смягчения его последствий в сельскохозяйственных секторах. В рамках КПСРСХ рассматриваются следующие вопросы: методы и подходы к оценке мер по адаптации, сопутствующих выгод от адаптации, смягчения последствий, увеличения содержания углерода в почве, здоровья и плодородия почв на пастбищных и пахотных землях; совершенствование систем управления животноводством (включая агропастбищное хозяйство), связанные с изменением климата социально-экономические аспекты и аспекты продовольственной безопасности в сельском хозяйстве; а также методы достижения результатов. Этот процесс способствует широкому обмену знаниями и определяет ключевые меры политики и управления, а также методы передовой практики, которые можно масштабировать в целях поддержки КОСХ, источников средств к существованию и продовольственной безопасности.
Источник: РКИКООН, 2018.
Внедрению устойчивых и продуктивных систем управления земельными и водными ресурсами и агропродовольственных систем могут способствовать такие инструменты, как система платежей за экологические услуги, поскольку она обеспечивает землепользователям определенные преимущества и стимулирует дополнительные инвестиции.
Опыт наращивания масштабов УУЗР и восстановления деградированных земель говорит о необходимости существенных, долгосрочных и целенаправленных стимулов, с помощью которых можно было бы привлечь различные заинтересованные стороны ко всем процессам, начиная с проектирования и заканчивая планированием, внедрением и мониторингом. Необходимо установить четко определенные права на владение и пользование землей.