4.2 Тенденции, меры политики и стратегии – анализ траекторий

Показатели продовольственной безопасности по-разному изменяются под воздействием продовольственной инфляции в той или иной стране. Цены на продовольствие росли по всему миру, однако на уровне стран продовольственная инфляция росла различными темпами, и они находились в разном положении с точки зрения продовольственной безопасности. Такая неоднородность позволяет увидеть, какие мероприятия в сфере политики помогли странам смягчить воздействие роста продовольственных цен и не допустить ухудшения положения в области продовольственной безопасности. В главе 3 рассматривалась общая взаимозависимость между продовольственной инфляцией и отсутствием продовольственной безопасности, а в этом разделе анализируются конкретные тенденции в разных странах, чтобы лучше понять, какие меры политики помогли поддержать продовольственную безопасность, несмотря на рост инфляции. Анализ выборки, включающей 153 стран, показал, что даже в странах, где исходный уровень отсутствия продовольственной безопасности был сопоставимым, показатели разнились: одним странам удалось сохранить или повысить стабильность, несмотря на инфляцию, а в других проблема отсутствия продовольственной безопасности усугубилась (рисунок 4.5).

Рисунок 4.5 Траектории изменения положения в области продовольственной безопасности и продовольственной инфляции, 2015–2023 годы

ПРИМЕЧАНИЯ. Страны были разделены на группы по распространенности отсутствия продовольственной безопасности (низкая, ниже средней, выше средней и высокая) по методу естественных разрывов Дженкса. На каждом графике показаны траектории, по которым развивалась ситуация в странах в период с 2015 по 2023 год, построенные по методу группового моделирования траекторий с применением квадратичных функций. По оси Y расположены преобразованные показатели, соответствующие умеренному или острому отсутствию продовольственной безопасности (графики слева) и продовольственной инфляции (графики справа), по которым можно проследить изменения по сравнению с соответствующими средними показателями по странам различных групп. Траектории под номерами (1, 2, 3) отражают тенденции в каждой категории стран по распространенности отсутствия продовольственной безопасности. Низкая распространенность отсутствия продовольственной безопасности: группа 1 – стабильное положение в области продовольственной безопасности, умеренная инфляция; группа 2 – улучшение положения в области продовольственной безопасности, высокая инфляция; группа 3 – ухудшение положения в области продовольственной безопасности, высокая инфляция. Распространенность отсутствия продовольственной безопасности ниже средней: группа 1 – улучшение положения в области продовольственной безопасности, крайне высокая инфляция; группа 2 – ухудшение положения в области продовольственной безопасности, умеренная инфляция; группа 3 – вначале ухудшение, затем улучшение положения в области продовольственной безопасности, незначительная инфляция. Распространенность отсутствия продовольственной безопасности выше средней: группа 1 – ухудшение положения в области продовольственной безопасности, высокая инфляция; группа 2 – улучшение положения в области продовольственной безопасности, незначительная инфляция; группа 3 – ухудшение положения в области продовольственной безопасности, умеренная инфляция. Высокая распространенность отсутствия продовольственной безопасности: группа 1 – ухудшение положения в области продовольственной безопасности, незначительная инфляция; группа 2 – вначале ухудшение, затем улучшение положения в области продовольственной безопасности, крайне высокая инфляция; группа 3 – серьезное ухудшение положения в области продовольственной безопасности, умеренная инфляция.
ИСТОЧНИК: Mamidanna, S., Ignaciuk, A. & Carrasco Azzini, G. (готовится к публикации). A global analysis of policy patterns across divergent food security trajectories under food price inflation – Background paper for The State of Food Security and Nutrition in the World 2025. FAO Agricultural Development Economics Working Paper 25-08. Rome, FAO.

Страны были разделены на четыре группы в зависимости от распространенности умеренного или острого отсутствия продовольственной безопасности по состоянию на 2023 год: i) низкая (72 страны); ii) ниже средней (33 страны); iii) выше средней (33 страны); и iv) высокая (15 стран). Такой подход позволил сравнивать страны с аналогичными характеристиками и схожими исходными условиями в плане продовольственной безопасности и при этом признавать, что изменения распространенности продовольственной безопасности оказывают принципиально разное воздействие на группы населения, сталкивающиеся с проблемой отсутствия продовольственной безопасности, и обеспеченные продовольствием.

Во всех базовых категориях стран были выявлены три характерных типа развития ситуации, каждый из которых характеризовался определенной взаимосвязью между продовольственной инфляцией и отсутствием продовольственной безопасности. При развитии ситуации по первой траектории изменения в показателях продовольственной безопасности были минимальными, несмотря на умеренный или существенный рост цен на продовольствие. При изменении по второй траектории положение с продовольственной безопасностью ухудшалось, несмотря на разные темпы роста продовольственной инфляции, что свидетельствует о наличии проблем. В странах с разными базовыми уровнями отсутствия продовольственной безопасности, где положение менялось по третьей траектории, динамика была разной – от резкого ухудшения до значительного улучшения положения в области продовольственной безопасности, несмотря на рост продовольственной инфляции. Коэффициенты корреляции между продовольственной инфляцией и отсутствием продовольственной безопасности в этих группах стран варьировались от положительного (0,58) до отрицательного (−0,45)126.

Одним странам удавалось добиться незначительного улучшения показателей продовольственной безопасности, несмотря на высокую волатильность инфляции, а в других положение серьезно ухудшалось. В 35 странах с низкой исходной распространенностью продовольственной безопасности положение в области продовольственной безопасности незначительно улучшилось, несмотря на рост годовой продовольственной инфляции с 2,33 процента в 2015 году до 10,75 процента в 2023 году. В 13 странах с исходной распространенностью отсутствия продовольственной безопасности ниже средней распространенность этой проблемы также снизилась, хотя продовольственная инфляция в этой группе за тот же период взлетела с 3,94 до 21,75 процента. В 16 странах, где распространенность продовольственной безопасности изначально была выше средней, фиксировался существенный рост ее распространенности, коррелирующий с ростом продовольственной инфляции (с 3,74 до 17,13 процента). В двух последних группах положительная корреляция между инфляцией и отсутствием продовольственной безопасности была наиболее выраженной.

По результатам анализа более 10 000 записей и 35 документов по мерам политики в области регулирования рынка, поддержки производства и торговли были выявлены тенденции, характерные для стран с разными траекториями изменения положения в области продовольственной безопасности (рисунок 4.6)ay. Страны, где распространенность отсутствия продовольственной безопасности была высокой и ниже средней, шире вводили такие меры, как контроль над ценами и субсидии на производство, то есть разные страны использовали разные стратегии борьбы с отсутствием продовольственной безопасности. Экспортные ограничения чаще всего вводились в странах с низкой распространенностью отсутствия продовольственной безопасности, и чем выше была исходная распространенность, тем реже применялась эта мера. В большинстве групп стран широко использовались меры в сфере импорта, но в каждой стране их применение имело свои особенности в зависимости от траектории, по которой изменялось положение в области продовольственной безопасности126.

Рисунок 4.6 Доли стран, где применялись различные меры политики, в разбивке по распространенности отсутствия продовольственной безопасности (по состоянию на 2023 год) и группам по траектории развития ситуации

ПРИМЕЧАНИЯ. Доля в процентах – это доля стран и лет, где и когда действовала каждая мера политики; она рассчитывается как среднее значение бинарных показателей (0/1) по всем единицам данных наблюдений в каждой группе на основе данных по 153 странам за период с 2015 по 2023 год. Для увеличения охвата данные о мерах политики брались из разных источников, хотя часть записей остаются неполными ввиду нехватки данных. Данные по социальной защите представляют собой обобщенные цифры по всем инструментам социальной защиты. Значения ниже 0,5 процента представлены как 0 процентов. Группы по траекториям в сопоставлении со всеми исходными уровнями: Низкая распространенность отсутствия продовольственной безопасности: группа 1 – стабильное положение в области продовольственной безопасности, умеренная инфляция; группа 2 – улучшение положения в области продовольственной безопасности, высокая инфляция; Распространенность отсутствия продовольственной безопасности ниже средней: группа 1 – улучшение положения в области продовольственной безопасности, крайне высокая инфляция; группа 2 – ухудшение положения в области продовольственной безопасности, умеренная инфляция; группа 3 – вначале ухудшение, затем улучшение положения в области продовольственной безопасности, незначительная инфляция; Распространенность отсутствия продовольственной безопасности выше средней: группа 1 – ухудшение положения в области продовольственной безопасности, высокая инфляция; группа 2 – улучшение положения в области продовольственной безопасности, незначительная инфляция; группа 3 – ухудшение положения в области продовольственной безопасности, умеренная инфляция; Высокая распространенность отсутствия продовольственной безопасности: группа 1 – ухудшение положения в области продовольственной безопасности, незначительная инфляция; группа 2 – вначале ухудшение, затем улучшение положения в области продовольственной безопасности, крайне высокая инфляция; группа 3 – серьезное ухудшение положения в области продовольственной безопасности, умеренная инфляция.
ИСТОЧНИК: Mamidanna, S., Ignaciuk, A. & Carrasco Azzini, G. (готовится к публикации). A global analysis of policy patterns across divergent food security trajectories under food price inflation – Background paper for The State of Food Security and Nutrition in the World 2025. FAO Agricultural Development Economics Working Paper 25-08. Rome, FAO.

Страны, где распространенность отсутствия продовольственной безопасности была высокой и ниже средней, как правило, шире применяли меры контроля над ценами и выделяли больше субсидий сельхозпроизводителям. Меры по контролю над ценами шире всего применялись в странах с распространенностью отсутствия продовольственной безопасности ниже средней (25,3 процента) и высокой распространенностью отсутствия продовольственной безопасности (30 процентов), особенно в странах, где положение в области продовольственной безопасности ухудшалось при умеренной продовольственной инфляции. В странах с высокой распространенностью продовольственной безопасности были выявлены статистически значимые различия в применении субсидий на цели производства: шире всего эту меру использовали страны, характеризовавшиеся ухудшающимся положением в области продовольственной безопасности и умеренной инфляцией (37,2 процента). Также достаточно активно субсидии выделяли страны с распространенностью отсутствия продовольственной безопасности ниже средней (23,2 процента), где положение в области продовольственной безопасности улучшалось, несмотря на крайне высокую продовольственную инфляцию.

Страны с низкой распространенностью отсутствия продовольственной безопасности, где положение в области продовольственной безопасностью было стабильным или улучшалось, как правило, использовали стратегически ориентированный комплекс инструментов торговой политики, тогда как страны с высокой распространенностью отсутствия продовольственной безопасности использовали такие инструменты реже. Экспортные ограничения чаще вводили страны с низкой распространенностью отсутствия продовольственной безопасности (от 23 до 29 процентов), где положение было стабильным или улучшалось, и чем выше была базовая распространенность отсутствия продовольственной безопасности, тем менее активно использовались такие меры. В группе с высокой распространенностью отсутствия продовольственной безопасности страны, где положение ухудшалось на фоне умеренной продовольственной инфляции, вводили ограничения импорта гораздо чаще, чем страны, где положение сначала ухудшилось, а затем улучшилось, несмотря на крайне высокую инфляцию (37,2 и 5,4 процента, соответственно). Подобная динамика прослеживалась и в странах с распространенностью отсутствия продовольственной безопасности ниже средней: в этой группе страны, где положение в области продовольственной безопасности ухудшалось, прибегали к либерализации импортных пошлин гораздо чаще, чем страны, где за ухудшением положения последовало восстановление (38,9 и 4,2 процента, соответственно). Представленные выше тенденции свидетельствуют о том, что меры торговой политики чаще всего применялись с опозданием – именно этим, возможно, объясняется их недостаточная эффективность с точки зрения улучшения показателей продовольственной безопасности.

Для обнаружения повторяющихся тенденций в принятии мер политики и комбинаций таких мер, характерных для разных групп стран, с целью углубления понимания общих, но не причинно-следственных связей между такими мерами использовался метод выделения ассоциативных правилaz. Эндогенные проблемы и нехватка данных делают поиск зависимостей между использованием мер политики и траекториями изменения показателей продовольственной безопасности непростой аналитической задачей. Повышение доли стран, реализующих меры политики, может быть обусловлено реакцией на ухудшение положения, а не наличием причинно-следственных связей, а отсутствие записей о таких мерах может указывать как на подтвержденное отсутствие самих мер, так и на отсутствие информации.

В странах с низкой распространенностью отсутствия продовольственной безопасности политика открытой торговли чаще всего ассоциируется со стабильным или улучшающимся положением. Страны этой группы, где положение в области продовольственной безопасности остается стабильным, несмотря на продовольственную инфляцию, чаще всего заключают соглашения о свободной торговле или преференциальные торговые соглашения и не имеют записей о регулировании запасов продовольствия (коэффициент повышения вероятности: 1,60, уверенность: 80 процентов)ba. В них же прослеживается зависимость между антимонопольной политикой и импортными пошлинами (коэффициент повышения вероятности: 1,52, уверенность: 76 процентов). Страны, где положение в области продовольственной безопасности улучшается на фоне высокой продовольственной инфляции, чаще используют политику, ослабляющую экспортные ограничения. Эти закономерности позволяют предположить, что сохранение открытых каналов торговли путем заключения официальных соглашений при ограничении избирательных вмешательств в рынок может способствовать улучшению показателей продовольственной безопасности в условиях продовольственной инфляции.

В странах с распространенностью отсутствия продовольственной безопасности ниже средней, где положение улучшалось, как правило, применялся сбалансированный комплекс мер поддержки производства в сочетании с ограниченным регулированием рынкаbb и экспортными ограничениями. Страны, где положение в области продовольственной безопасности улучшалось, несмотря на высокую продовольственную инфляцию, часто вводили субсидии на цели производства, не сопровождая их контролем над ценами (коэффициент повышения вероятности: 1,97; уверенность: 67 процентов), а также осуществляли государственные закупки импортных товаров.

Страны, где положение в области продовольственной безопасности ухудшалось, чаще применяли импортные пошлины на удобрения, не используя в качестве инструмента политики экспортные пошлины (коэффициент повышения вероятности: 1,56; уверенность: 90 процентов). Для стран, где положение ухудшалось, было характерно использование различных инструментов политики, направленных на ограничение экспорта, таких как запреты и квоты, и на облегчение импорта (коэффициент повышения вероятности: 1,58; уверенность: 91 процент) наряду с общими мерами поддержки производства и небольшим объемом мер социальной защиты (коэффициент повышения вероятности: 1,35; уверенность: 78 процентов).

Страны, где исходная распространенность отсутствия продовольственной безопасности была выше средней, а положение в области продовольственной безопасности ухудшалось, как правило, использовали комплекс мер, направленных как на ограничение, так и на либерализацию торговли. Страны с умеренной инфляцией, где положение в области продовольственной безопасности ухудшалось, часто проводили политику снятия ограничений на импорт. Многие из таких стран осуществляли государственные закупки за счет импорта без параллельных мероприятий по ослаблению экспортных ограничений (коэффициент повышения вероятности: 1,73; уверенность: 61 процент).

Для стран, где показатели продовольственной безопасности ухудшались на фоне высокой продовольственной инфляции, было характерно использование мер политики, направленных на поддержку обеспечения населения средствами сельскохозяйственного производства, без сопутствующих мероприятий по созданию запасов продовольствия (коэффициент повышения вероятности: 1,44; уверенность: 68 процентов). Выявленные тенденции позволяют сделать вывод, что в странах с умеренной распространенностью отсутствия продовольственной безопасности меры, ориентированные на торговлю, без действенных систем социальной защиты оказывают лишь отчасти положительное воздействие на положение в области продовольственной безопасности.

back to top