Виздании доклада "Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире" 2023 года представлена обновленная информация о ходе решения задач по ликвидации голода (задача 2.1 ЦУР) и всех форм неполноценного питания (задача 2.2 ЦУР) в мире. В 2021–2022 годах масштабы голода на глобальном уровне не выросли, однако во многих регионах мира проблема голода усугубляется: население одних регионов до сих пор не восстановило утраченные после пандемии COVID-19 доходы или пострадало от роста цен на продовольствие, средства сельскохозяйственного производства и электроэнергию, население других более не может вести привычную жизнь и лишилось средств к существованию в результате конфликтов или экстремальных погодных явлений. Следует отметить прогресс по важным показателям питания детей, и ряд регионов находятся на пути к выполнению отдельных задач в области питания к 2030 году. Но во многих странах растет распространенность избыточного веса у детей в возрасте до пяти лет, что служит фактором нарастания бремени неинфекционных заболеваний.
В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года предлагается концепция более здорового, справедливого и равноправного мира – мира без нищеты, голода и неполноценного питания. Поставленные в ней цели могут казаться недостижимыми, и все же отсутствие роста голода может свидетельствовать о начале изменений к лучшему, и любое улучшение показателей питания детей вселяет оптимизм. От достижения целей в области продовольственной безопасности и питания выиграют не только те, кто страдает от отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания, но и все население планеты. В более здоровом, справедливом и равноправном мире лучше живется всем.
Начиная с 2017 года в настоящем докладе проводится углубленный тематический анализ первопричин и факторов наблюдаемых тенденций в области отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания, и поясняется, как задачи в области продовольственной безопасности и питания в рамках ЦУР 2 связаны с задачами в рамках других ЦУР. В докладе неоднократно отмечалось, что усиление и совокупное воздействие конфликтов, экстремальных климатических явлений, замедления экономического развития и спада в экономике наряду с экономической недоступностью питательных продуктов и растущими масштабами неравенства препятствуют выполнению задач ЦУР 2. Если ранее в докладе давались рекомендации директивным органам по повышению невосприимчивости к этим неблагоприятным факторам, то в издании этого года подчеркивается, что важно учитывать и другие важные мегатенденции.
Темой доклада этого года стала урбанизация. Эта мегатенденция, в результате которой, по прогнозам, в 2050 году в городах будет жить почти семь десятых населения, влияет на агропродовольственные системы и, как следствие, на их способность обеспечивать экономически доступное здоровое питание для всех и вносить вклад в искоренение голода, отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания. Урбанизация также влияет на достижение ЦУР 11 (Устойчивые города и населенные пункты), ЦУР 1 (Ликвидация нищеты), ЦУР 2 (Хорошее здоровье и благополучие), ЦУР 10 (Уменьшение неравенства) и ЦУР 12 (Ответственное потребление и производство). Поэтому выводы и политические рекомендации, сформулированные по итогам анализа урбанизации, представленного в настоящем докладе, могут лечь в основу усилий по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и использоваться в ходе других долгосрочных мероприятий, в том числе в рамках одобренной Генеральной Ассамблеей ООН Новой программы развития городов и коалиций действий, созданных после Саммита ООН по продовольственным системам.
Основной вывод заключается в том, что особенности влияния урбанизации на агропродовольственные системы можно понять только через призму концепции сельско-городского континуума, поскольку привычная концепция разрыва между городом и деревней более не дает понимания все более тесных связей между городскими, пригородными и сельскими районами. Сегодня изучение именно этих связей позволяет понять, как функционируют производственно-сбытовые цепочки. Только их изучение позволит точно понять, какие проблемы и возможности урбанизация создает для агропродовольственных систем, и найти оптимальные политические, технические и инвестиционные решения, как показано на рис. 37. Для их внедрения необходимо, чтобы механизмы и институты, осуществляющие общее руководство агропродовольственными системами, становились межсекторальными, ориентировались на разные административные единицы и функционировали с опорой на субнациональные и местные органы власти. В частности, местным органам власти принадлежит важнейшая роль в использовании многоуровневых и многосторонних механизмов, которые, как показано на приведенных в настоящем докладе примерах, стали действенным средством осуществления важнейших стратегий и внедрения эффективных решений в интересах обеспечения здорового рациона питания для всех.
Рисунок 37 Связанные с урбанизацией проблемыи возможности для агропродовольственных систем в увязкес политикой в сельско–городском континууме
Новые эмпирические данные по 11 странам Западной, Восточной и Южной Африки, приведенные в настоящем докладе, опровергают традиционные представления и указывают на важные закономерности в потреблении пищевых продуктов, в том числе на сближение рационов питания в разных сегментах сельско-городского континуума. Например, ставится под сомнение традиционное представление о том, что сельские фермеры Африки в основном потребляют пищевые продукты собственного производства. Экономическая доступность здорового питания представляет сложную проблему для сельских домохозяйств в этих странах, поскольку они покупают больше пищевых продуктов, чем многие, если не все остальные потребители. Кроме того, новые данные противоречат общепринятому представлению о существенных различиях в структуре покупок, как минимум части групп пищевых продуктов, в городских и сельских районах.
В обследованных странах переработанные пищевые продукты, в том числе с высокой степенью переработки, теперь потребляются не только в городских, но и в сельских районах. Печально, что для того чтобы потреблять здоровый рацион, домохозяйства с низким уровнем дохода в пригородных и сельских районах этих стран должны увеличить свои нынешние расходы на пищевые продукты более чем вдвое. Кроме того, теперь от отсутствия продовольственной безопасности страдают не только сельские жители, так как распространенность как умеренного или острого, так и только острого отсутствия продовольственной безопасности в городских районах (крупные, средние и малые города) и в пригородных районах (дорога до которых от крупных, средних и малых городов занимает менее часа) этих стран не ниже или даже выше, чем в сельских районах. Кроме того, следует учитывать значительные различия в распространенности отставания в росте, истощения и избыточного веса у детей в возрасте до пяти лет в разных сегментах сельско-городского континуума.
К сожалению, как отмечают авторы доклада, в настоящее время в большинстве стран и регионов мира воспроизвести столь ценный подробный анализ структуры потребления продовольствия, экономической доступности здорового рациона, отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания в сельских и городских районах невозможно и необходимо активизировать усилия по сбору и анализу данных о продовольственной безопасности и питании. Анализ проводился на основе нового глобального набора данных СГЗО, в котором показаны пространственные и функциональные связи между городскими, пригородными и сельскими районами с географической привязкой на основе данных о координатах домохозяйств, полученных в ходе последних обследований. Такое сочетание дало возможность изучать разные категории зон обслуживания в сельско-городском континууме указанных 11 африканских стран. К сожалению, в настоящее время данные национальных репрезентативных обследований домохозяйств с географической привязкой, полученные в ходе национальных репрезентативных обследований домохозяйств, содержащие общедоступную информацию о широте и долготе, содержатся лишь в единичных наборах данных с информацией о широте и долготе, и все эти данные относятся к Африке. Таким образом, правительства других стран и регионов должны быть заинтересованы в том, чтобы такие данные стали общедоступными, а в случае отсутствия данных должны вкладывать средства в их формирование для устранения этого серьезного пробела. Только тогда директивные органы в этих странах и регионах получат возможность использовать результаты анализа, подобного представленному в настоящем докладе, для обоснования мер политики и инвестиций, и использовать урбанизацию как катализатор преобразования агропродовольственных систем в интересах обеспечения экономической доступности здорового рациона питания, продовольственной безопасности и полноценного питания для всех людей во всех сегментах сельско-городского континуума.