Наши организации в очередной раз объединили усилия, чтобы подготовить этот доклад, в котором вновь подчеркивается, что, если мы не удвоим наши усилия и не сделаем их более целенаправленными, то наша цель – покончить с голодом, отсутствием продовольственной безопасности и неполноценным питанием во всех его формах к 2030 году – останется недостижимой. Мир восстанавливается после пандемии, но в разных странах и на разных территориях внутри стран этот процесс проходит неравномерно. Кроме того, во всем мире ощущаются последствия продолжающейся войны на Украине, которая стала причиной потрясений на рынках продовольствия и энергоносителей.
Агропродовольственные системы остаются крайне уязвимыми к потрясениям и сбоям, вызываемым конфликтами, изменчивостью климата, экстремальными климатическими явлениями и спадом экономики. Эти факторы наряду с растущими масштабами неравенства продолжают сокращать возможности агропродовольственных систем обеспечивать всеобщий доступ к питательной, безопасной и экономически доступной пище. Эти важнейшие движущие силы отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания формируют наши новые реалии. Мы должны удвоить усилия по преобразованию агропродовольственных систем, используя их потенциал для выполнения задач в рамках Цели 2 в области устойчивого развития (ЦУР 2), других вариантов у нас нет.
Масштабы голода в мире все еще значительно превышают показатели до начала пандемии COVID-19. По оценкам, в 2022 году от голода страдало от 690 до 783 млн человек. Это на 122 млн больше, чем до пандемии. Тем не менее наблюдавшийся в последние два года рост масштабов голода в мире замедлился, а в 2022 году число голодающих снизилось на 3,8 млн человек по сравнению с 2021 годом. Такая динамика была обусловлена восстановлением экономики после пандемии, но незначительный прогресс был несомненно подорван ростом цен на продовольствие и энергоносители, усугубившимся в связи с войной на Украине. Однако оснований для самоуспокоенности нет, поскольку во всех странах Африки, Западной Азии и Карибского бассейна рост масштабов голода продолжается.
Достижение ЦУР "Ликвидация голода" к 2030 году представляется крайне сложной задачей. По оценкам, в 2030 году число голодающих будет по-прежнему составлять почти 600 млн человек. Это на 119 млн человек больше, чем в сценарии, при котором не было ни пандемии COVID-19, ни войны на Украине, и примерно на 23 млн человек больше, чем в сценарии, при котором не было войны.
К сожалению, голод – не единственная проблема, вызывающая беспокойство. В 2022 году круглогодичного доступа к безопасной и питательной пище в достаточных объемах не имели 2,4 млрд человек, среди которых большинство составляли женщины и жители сельских районов. Кроме того, в число факторов, лишающих миллиарды людей доступа к экономически доступному здоровому питанию, входят сохраняющееся влияние пандемии на располагаемый доход населения, повышение стоимости здорового питания и общий рост инфляции. Миллионы детей в возрасте до пяти лет продолжают страдать от отставания в росте (148 млн), истощения (45 млн) и избыточного веса (37 млн). Масштабы таких форм недостаточного питания детей, как отставание в росте и истощение, сокращаются, и все же мир не успевает выполнить поставленные на 2030 год задачи по соответствующим показателям; работа по достижению поставленной на 2030 год задачи в отношении сокращения распространенности низкого веса при рождении, неразрывно связанной с решением проблемы питания женщин до и во время беременности, также ведется с отставанием во всех регионах. Стабильный прогресс отмечается только в решении задачи по исключительно грудному вскармливанию.
Если для нас вышеперечисленные цифры и тенденции – источник разочарования, то для затронутых воздействием соответствующих факторов детей и взрослых это жизненные реалии, поэтому мы твердо намерены продолжать поиск решений. С 2017 года, когда появились первые признаки расширения масштабов голода, наши организации проводят в рамках настоящего доклада всесторонний анализ основных факторов, формирующих наблюдаемые тревожные тенденции, и представляют научно обоснованные стратегические рекомендации по борьбе с ними.
Мы неоднократно отмечали, что усиление и совокупное воздействие конфликтов, экстремальных климатических явлений, замедления экономического развития и спада в экономике наряду с экономической недоступностью питательных продуктов и растущими масштабами неравенства препятствуют выполнению задач ЦУР 2. Мы должны продолжать осуществлять решительные, целенаправленные действия по повышению невосприимчивости к этим неблагоприятным факторам, но при этом необходимо учитывать и другие важные мегатенденции.
Одна из них – урбанизация, которая стала темой доклада этого года. По прогнозам, к 2050 году почти семь десятых населения будут жить в городах, однако уже сегодня этот показатель составляет около 56 процентов. Урбанизация ведет к таким изменениям в агропродовольственных системах, которые можно понять, только рассматривая их в рамках "сельско-городского континуума", охватывающего все сферы, включая производство, переработку и распределение пищевых продуктов, их сбыт и закупки, а также поведение потребителей. Рост численности населения ведет к росту числа малых городов и поселков, занимающих промежуточное положение между сельской глубинкой и мегаполисами. Таким образом, в наших усилиях по борьбе с голодом, отсутствием продовольственной безопасности и неполноценным питанием в урбанизирующемся мире мы более не можем исходить из традиционной концепции разрыва между городскими и сельскими районами.
Урбанизация ведет к стремительному изменению структуры спроса на продовольствие и его предложения во всем сельско-городском континууме, что заставляет нас отказываться от традиционных представлений. В ряде стран продовольствие в больших объемах покупают не только городские, но и сельские семьи, проживающие вдали от городских центров. Кроме того, в пригородных и сельских районах ряда стран растет потребление продуктов с высокой степенью переработки, а также отмечается сокращение различий в объеме потребления овощей, фруктов, жиров и масел между разными районами сельско-городского континуума. Эти всеобъемлющие изменения оказывают разное влияние на продовольственную безопасность и питание людей в зависимости от того, в какой части континуума они живут.
Чтобы преодолевать проблемы и использовать возможности, создаваемые урбанизацией, мы должны действовать и осуществлять меры политики и инвестиции исходя из полного понимания взаимосвязей между сельско-городским континуумом и агропродовольственными системами и влияния урбанизации на доступ к экономически доступному здоровому питанию, а следовательно, на продовольственную безопасность и питание. Необходимо отказаться от подходов, ориентированных на отдельные сельские и городские поселения и административные территории, и создавать продуманные, согласованные механизмы общего руководства и институты.
Есть и ряд других причин, обусловливающих своевременность и актуальность темы доклада этого года. Изучая стратегические рекомендации, страны могут понять, какие программы, инвестиции и действия способны стать эффективными и инновационными средствами выполнения задач ЦУР 2 в контексте урбанизации. Не менее важны они и для достижения других ЦУР, включая не только ЦУР 11 (Устойчивые города и населенные пункты), но и ЦУР 1 (Ликвидация нищеты), ЦУР 3 (Хорошее здоровье и благополучие), ЦУР 10 (Уменьшение неравенства) и ЦУР 12 (Ответственное потребление и производство).
В ходе недавних обсуждений на Генеральной Ассамблее ООН был поднят вопрос о важности достижения ЦУР 11 (Устойчивое развитие городов и населенных пунктов), поскольку оно неразрывно связано с решением других серьезных взаимосвязанных проблем, включая искоренение нищеты, борьбу с изменением климата, решение проблем миграции, деградации земель, экономического благополучия и построения мирных сообществ. Тем не менее в ходе этих обсуждений не рассматривались ни взаимосвязь между урбанизацией и экономической доступностью здорового питания, ни воздействие этих взаимосвязанных факторов на продовольственную безопасность и питание, и мы надеемся, что настоящий доклад поможет восполнить этот серьезный пробел. Кроме того, тема доклада согласуется с Новой программой развития городов, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН в 2016 году, и он вносит уникальный вклад в повышение осведомленности о важности расширения возможностей потреблять экономически доступный здоровый рацион в целях обеспечения устойчивой урбанизации.
Наконец, мы надеемся, что представленная в докладе информация будет использована в других усилиях, в частности, предпринимаемых сформированными после Саммита Организации Объединенных Наций по продовольственным системам коалициями действий в рамках подготовки к глобальному совещанию с целью подведения итогов и оценки прогресса в выполнении решений и рекомендаций по итогам Саммита, запланированному на 24-26 июля 2023 года, в том числе Коалицией по городским продовольственным системам, Коалицией действий по обеспечению здорового питания на основе устойчивых продовольственных систем для детей и населения в целом, Коалицией по школьному питанию и Коалицией для достижения нулевого голода, а также Движением за усиление внимания к проблеме питания.
Цюй Дунъюй | Альваро Ларио | Кэтрин Рассел |
Синди Хенсли Маккейн | Тедрос Адханом Гебрейесус |