IFADUNICEFWFPWHO

Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире 2023

Глава 2 ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В ОБЛАСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПИТАНИЯ В МИРЕ

2.2 Стоимость и экономическая доступность здорового рациона

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ
  • Стоимость здорового питания в мире выросла на 4,3 процента по сравнению с 2020 годом и на 6,7 процента – по сравнению с уровнем 2019 года, до наступления пандемии COVID-19. Такое увеличение обусловлено общим ростом инфляции в 2020 и 2021 годах, частично вызванным сохраняющимися последствиями пандемии.
  • Среднемировая стоимость здорового рациона составляла 3,66 долл. по ППС на человека в день. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна стоимость составляла 4,08 долл. по ППС и превышала соответствующий показатель в Азии (3,90 долл. по ППС), в Африке (3,57 долл. по ППС), в Северной Америке и Европе (3,22 долл. по ППС) и в Океании (3,20 долл. по ППС).
  • В период с 2020 по 2021 год стоимость здорового рациона в Африке, Азии, Латинской Америке и Карибском бассейне выросла более чем на 5 процентов, что негативно сказалось на всех субрегионах, за исключением Северной Африки, где этот показатель снизился на 2,8 процента. В тот же период стоимость здорового рациона в Океании выросла на 5,2 процента, а в Северной Америке и Европе рост был незначительным (на 0,6 процента). Страны с уровнем дохода ниже среднего пострадали от столь резкого роста серьезнее, чем страны с высоким уровнем дохода.
  • В 2021 году здоровое питание не могли себе позволить более 3,1 млрд человек в мире, или 42 процента жителей планеты – это на 134 млн человек больше, чем в 2019 году, до начала пандемии. Такая динамика обусловлена ростом стоимости здорового рациона, который во многих странах сочетался со снижением располагаемого дохода.
  • В 2021 году больше всего людей, не имеющих экономической возможности потреблять здоровый рацион (1,9 млрд), были жителями Азии; при этом самая высокая доля населения, для которого здоровый рацион был экономически недоступным, приходилась на Африку (78 процентов); в Азии этот показатель составлял 44 процента, в Латинской Америке и Карибском бассейне – 23 процента, в Океании – 3 процента, а в Северной Америке и Европе – 1 процент.
  • Самая высокая в Азии численность (1,4 млрд человек) и доля (72 процента) населения, не имеющего возможности обеспечить себе здоровое питание, зарегистрирована в Южной Азии, причем этот показатель почти в два раза превышает средний по региону. В Африканском регионе доля населения, для которого здоровый рацион экономически недоступен, выше всего в Восточной и Западной Африке (85 процента); в этих же двух субрегионах вместе взятых насчитывается больше всего людей, сталкивающихся с этой проблемой, в абсолютных цифрах (712 млн человек).

Здоровое питание считается важнейшим условием достижения целей в области продовольственной безопасности и улучшения показателей питания. Здоровый рацион состоит из разнообразных питательных и безопасных продуктов, из которых люди получают пищевую энергию и питательные вещества в количестве, необходимом для здоровой и активной жизни. В здоровый рацион входят разнообразные необработанные или минимально обработанные продукты, оптимально сбалансированные по группам пищевых продуктов, при этом в нем допускается лишь ограниченное количество продуктов и напитков, прошедших технологическую обработку; он включает цельнозерновые продукты, бобовые, орехи, большое количество и богатый ассортимент фруктов и овощей; кроме того, в него могут входить яйца, молочные продукты, птица и рыба в умеренных объемах и небольшое количество красного мяса22, 23. Здоровое питание на протяжении всей жизни имеет решающее значение для профилактики всех форм неполноценного питания, включая отставание в росте и истощение у детей, нехватку питательных микроэлементов, избыточный вес и ожирение. Оно способствует снижению риска развития неинфекционных заболеваний (НИЗ), таких как сердечно-сосудистые заболевания, диабет и некоторые виды рака24.

ФАО при поддержке Группы данных Всемирного банка осуществляет систематический мониторинг стоимости и экономической доступности здорового питания (СЭДЗР) и недавно начала распространять обновленные ряды данных, содержащиеся в базе данных ФАОСТАТ25. Эти показатели позволяют судить об экономическом доступе населения той или иной страны к самым дешевым составляющим здорового рациона на основе местных продуктов, удовлетворяющим потребности в питательных веществах, которые можно приобрести в стране. В докладе этого года представлены обновленные данные по СЭДЗР по состоянию на 2021 год. Отсутствие актуальной информации о распределении доходов на уровне стран, а также подробных данных о ценах на продовольствие и коэффициентах пересчета по паритету покупательной способности (ППС) делает невозможным обновление этих оценок до 2022 года. См. более подробную информацию о методике и важных обновлениях в разделе D Приложения 2.

При подготовке показателей экономической доступности здорового рациона, приведенных в публикации этого года, учитывались не только ценовые потрясения, но и колебания доходов, вызванные пандемией, что позволило точнее описать глобальную картину на 2020 и 2021 годы. Такая возможность представилась благодаря тому, что полученные с помощью платформы по вопросам нищеты и неравенства сведения о распределении доходов, использованные для оценки экономической доступности, были обновлены и теперь включают данные за 2020 и 2021 годы по всем странам (см. раздел D Приложения 2)i. После публикации новых ППС 2017 года Всемирный банк принял последние коэффициенты пересчета для представления своих денежных показателей, включая распределение доходов, по ППС 2017 года26. Поэтому показатели экономической доступности выражены по ППС 2017 года, а не 2011 года, как в предыдущие годы (см. раздел D Приложения 2).

Стоимость и экономическая доступность здорового рациона в 2021 году

Как показал пересмотренный анализ, результаты которого представлены в докладе этого года, подготовленном с учетом распределения доходов в 2020 и 2021 годах, в 2020 году здоровый рацион был экономически недоступен для 3,2 млрд человек в мире, а в 2021 году этот показатель несколько снизился (на 52 млн человек). В течение 2021 года цены на пищевые продукты продолжали расти, в результате чего повысилась средняя стоимость здорового рациона в мире. Но возобновление экономического роста во многих странах, особенно в Азии, могло расширить налогово-бюджетные возможности для формирования пакетов мер стимулирования, предоставления социальных выплат и улучшения ситуации на рынках труда27, 28. Такие усилия помогли смягчить последствия высокой инфляции продовольственных цен и тем самым сократить число тех, кто не имеет возможности позволить себе здоровое питание, по всему миру, в первую очередь за счет Азии.

В таблице 5 представлены показатели СЭДЗР на 2019, 2020 и 2021 годы на глобальном и региональном уровнях, а также в разных группах стран по уровню доходов. Расчетные диапазоны показателей экономической доступности на 2021 год представлены в таблице А3.2, при этом нижняя и верхняя границы определены на основе допущений о доле дохода, откладываемой на питание. Оценки странового уровня по всему ряду данных за 2017-2021 годы приведены в таблице A3.1.

Таблица 5БОЛЕЕ 3,1 МЛРД ЧЕЛОВЕК НЕ МОГЛИ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ЗДОРОВЫЙ РАЦИОН В 2021 ГОДУ, ХОТЯ С 2020 ПО 2021 ГОД ПРОИЗОШЛИ НЕКОТОРЫЕ УЛУЧШЕНИЯ

ИСТОЧНИК: ФАО. 2023. ФАОСТАТ: Стоимость и экономическая доступность здорового питания (CoAHD). См.: ФАО. [По состоянию на 12 июля 2023 года]. https://www.fao.org/faostat/ru/#data/CAHD
ПРИМЕЧАНИЯ. Стоимость здорового рациона, выраженная в долл. по паритету покупательной способности (ППС) на человека в день. Доля людей, которые не могут позволить себе здоровый рацион, представляет собой средневзвешенную величину (в процентах), рассчитанную с использованием данных о населении. для определения групп стран по доходам используется классификация доходов Всемирного банка за 2022 год. Расчет годового изменения (в процентах) стоимости здорового рациона основан на стоимости, округленной до трех знаков после запятой.
ИСТОЧНИК: ФАО. 2023. ФАОСТАТ: Стоимость и экономическая доступность здорового питания (CoAHD). См.: ФАО. [По состоянию на 12 июля 2023 года].
https://www.fao.org/faostat/ru/#data/CAHD

Среднемировая стоимость здорового рациона питания в 2021 году составляла 3,66 долл. по ППС (на человека в день) (таблица 5). В странах Латинской Америки и Карибского бассейна стоимость составляла 4,08 долл. по ППС, а в остальных регионах этот показатель был ниже: в Азии – 3,90 долл. по ППС, в Африке – 3,57 долл. по ППС, в Северной Америке и Европе – 3,22 долл. по ППС, а в Океании – 3,20 долл. по ППС.

С 2019 года стоимость здорового рациона растет. В период с 2019 по 2021 год глобальный показатель вырос на 6,7 процента, из них на 4,3 процента – в 2021 году (таблица 5 и рис. 10A). Значительный рост стоимости здорового питания обусловлен общим ростом инфляции продовольственных цен во всех регионах после начала пандемии. Рост цен был главным образом вызван карантинными мерами, сбоями в глобальной цепочке поставок и в транспортных системах, а также нехваткой рабочей силы, особенно в сельскохозяйственном секторе8.

Рисунок 10 В 2021 году стоимость здорового рациона в мире выросла по сравнению с 2019 годом, и во всех регионах, кроме Северной Америки и Европы, выросло число людей, которые не могли позволить себе такой рацион, несмотря на небольшое сокращение показателей недоступности в 2021 году по сравнению с 2020 годом

ИСТОЧНИК: ФАO. 2023. ФАОСТАТ. Стоимость и экономическая доступность здорового рациона (СЭДЗР). См.: ФАO. [По состоянию на 12 июля 2023 года]. https://www.fao.org/faostat/ru/#data/CAHD
ИСТОЧНИК: ФАO. 2023. ФАОСТАТ. Стоимость и экономическая доступность здорового рациона (СЭДЗР). См.: ФАO. [По состоянию на 12 июля 2023 года]. https://www.fao.org/faostat/ru/#data/CAHD

В 2021 году в Африке, Азии, Латинской Америке и Карибском бассейне и Океании стоимость здорового рациона повысилась по сравнению с 2020 годом на 5 процентов, а в Северной Америке и Европе выросла незначительно (на 0,6 процента). Прирост стоимости в Африке, в Латинской Америке и Карибском бассейне и в Океании почти вдвое превысил показатель 2019-2020 годов, тогда как в Азии, Северной Америке и Европе он вырос не столь значительно (таблица 5 и рис. 10A).

От резкого роста стоимости здорового рациона в 2020-2021 годах пострадали все субрегионы Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, за исключением Северной Африки, где этот показатель снизился на 2,8 процента. В Западной Африке стоимость здорового питания поднялась на 7,6 процента, что втрое больше, чем в период с 2019 по 2020 год (таблица 5). В Восточной Африке стоимость здорового питания выросла на 6,7 процента, в Южной Африке – на 5,8 процента, а в Центральной Африке – на 5,3 процента. Что касается Азии, то здесь самый значительный рост стоимости был зарегистрирован в Центральной и Южной Азии (7,2 процента и 6,9 процента соответственно). На последнем месте по приросту стоимости здорового рациона в период с 2020 по 2021 год находилась Восточная Азия (4,1 процента); кроме того, в этом субрегионе было зарегистрировано замедление роста стоимости по сравнению с предыдущим периодом. В Латинской Америке и Карибском бассейне рост стоимости варьировался от 6,4 процента в Южной Америке до 4,1 процента в Центральной Америке.

Пандемия COVID-19 усугубила неравенство во всех регионах мира. Страны с низким и средним уровнем дохода пострадали от роста цен на продовольствие и отсутствия продовольственной безопасности в большей степени, чем страны с высоким уровнем дохода29. Подобная динамика наблюдалась и с точки зрения стоимости здорового рациона: в период с 2020 по 2021 год этот показатель более существенно вырос в СДНС (на 6,2 процента), СДВС (на 5,1 процента) и СНД (на 4,7 процента), чем в СВД (на 2,1 процента) (таблица 5).

В 2021 году здоровое питание было экономически недоступно примерно для 3,14 млрд человек, или для 42 процентов населения планеты; этот показатель несколько снизился по сравнению с 2020 годом (3,19 млрд человек, или 43 процента) (таблица 5 и рис. 10B). Во многих странах в результате сохраняющегося воздействия пандемии не только повысилась стоимость здорового рациона, но и снизился располагаемый доход населения. Карантинные меры, спад в экономике и другие сбои, связанные с пандемией, привели к тому, что в 2020 году многие люди потеряли работу и часть доходов, причем в самом неблагоприятном положении оказались малоимущие домохозяйства, которые тратят более значительную долю своих доходов на продовольствие30. В результате роста цен и сокращения располагаемых доходов во многих странах в 2020 году число тех, кто не мог позволить себе здоровый рацион питания, выросло на 186 млн человек по сравнению с 2019 годом.

В 2021 году положение немного улучшилось: число людей, не имеющих возможности потреблять здоровый рацион, сократилось на 52 млн человек по сравнению с 2020 годом (таблица 5 и рис. 10B), но все же на 134 млн человек превышало показатель 2019 года (до начала пандемии). Облегчение бремени экономической недоступности здорового рациона предположительно связано с восстановлением показателей прироста мирового ВВП в 2021 году до 6 процентов после спада в экономике большинства стран в 2020 году3, в разгар пандемии, чему способствовали такие факторы, как государственных программы стимулирования, меры социальной защиты, а в ряде стран – также сокращение безработицы31. Однако неравномерное восстановление экономики в разных странах и в разных районах внутри стран, рост цен и неравенство усугубили проблему недоступности здорового рациона в ряде регионов, что легло дополнительным бременем на наиболее уязвимые домохозяйства.

В 2021 году число людей, не имеющих возможности потреблять здоровый рацион, увеличилось по сравнению с 2019 годом во всех регионах, кроме Северной Америки и Европы, где оно сократилось на 2,3 млн человек, несмотря на вызванные пандемией колебания цен и доходов (рис. 10B). В Азии число тех, для кого здоровый рацион был экономически недоступен, в 2020 году повысилось на 154 млн человек по сравнению с 2019 годом, но в 2021 году снизилось на 81,5 млн по сравнению с 2021 годом (рис. 10B). Заметное улучшение ситуации в 2021 году по сравнению с 2020 годом наблюдалось в Восточной Азии, где число сталкивающихся с этой проблемой сократилось на 71,5 млн человек, и в Южной Азии, где оно уменьшилось на 17,4 млн человек после резкого увеличения годом ранее. Общее улучшение ситуации в 2021 году по сравнению с 2019 годом отмечалось только в Восточной Азии: здесь число людей, не имеющих возможности потреблять здоровый рацион, сократилось на 18,4 млн. В Африке положение продолжало ухудшаться: в 2021 году число тех, для кого было экономически недоступно здоровое питание, превышало показатель 2019 года на 51,1 млн человек, причем наиболее ощутимый прирост (31 млн человек) был зарегистрирован в период с 2019 по 2020 год. Самый значительный прирост этого показателя (54 млн человек) в 2019-2021 годах был зарегистрирован в странах Африки к югу от Сахары, в то время как в Северной Африке число тех, кто не мог позволить себе здоровый рацион, снизилось почти на 3 млн человек (таблица 5). Наконец, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна число людей, сталкивающихся с проблемой экономической недоступности здорового питания, в 2021 году превышало показатель 2019 года на 13,4 млн, а наиболее ощутимый рост этого показателя наблюдался в Южной Америке (13,3 млн человек), что в первую очередь объясняется его резким увеличением в период с 2020 по 2021 год (таблица 5 и рис. 10B).

Шестьдесят два процента от общего числа тех, кто не мог позволить себе здоровое питание в 2021 году (1,9 млрд человек), проживают в Азии (рис. 11). Однако самая высокая доля населения, сталкивающаяся с этой проблемой (78 процентов), в 2021 году была зарегистрирована в Африке, в Азии этот показатель составлял 44 процента, в Латинской Америке и Карибском бассейне – 23 процента, в Океании – 3 процента, а в Северной Америке и Европе – 1 процент (таблица 5).

Рисунок 11 В 2021 году большинство тех, кто не мог позволить себе здоровое питание, составляли жители Южной Азии, а также Восточной и Западной Африки

SИСТОЧНИК: ФАO. 2023. ФАОСТАТ. Стоимость и экономическая доступность здорового рациона (СЭДЗР). См.: ФАO. [По состоянию на 12 июля 2023 года]. https://www.fao.org/faostat/ru/#data/CAHD
SИСТОЧНИК: ФАO. 2023. ФАОСТАТ. Стоимость и экономическая доступность здорового рациона (СЭДЗР). См.: ФАO. [По состоянию на 12 июля 2023 года]. https://www.fao.org/faostat/ru/#data/CAHD

Почти 70 процентов жителей Африки, для которых экономически недоступно здоровое питание, проживали в Восточной и Западной Африке. В этих двух субрегионах в совокупности насчитывалось больше всего жителей Африки, которые в 2021 году не могли позволить себе здоровое питание, как в абсолютных, так и в относительных показателях (712 млн, или 85 процентов) (таблица 5 и рис. 11). В Центральной Африке этот показатель составлял 82 процента, в Южной Африке – 67 процентов, а в Северной Африке – 52 процента, что ниже, чем в среднем по региону (78 процентов).

В Азии на первом месте по числу тех, кто в 2021 году не мог позволить себе здоровый рацион питания, находилась Южная Азия – 1,4 млрд, или 72 процента, что гораздо выше, чем в среднем по региону (44 процента). В Юго-Восточной Азии здоровое питание было недоступно для 55 процентов населения, и этот показатель непрерывно растет с 2019 года.

Наконец, в Латинской Америке и Карибском бассейне 63 процента людей, не имеющих возможности обеспечить себе здоровое питание, проживали в Южной Америке, и только 12 процентов – в Карибском бассейне (рис. 11). Карибский регион оказался на последнем месте по численности (15 млн) и на первом – по доле тех, кто не имел возможности позволить себе здоровое питание (57 процентов, более чем вдвое выше, чем в среднем по региону).

Показатели, описанные в этом разделе, а также в Приложениях 2 и 3, дают представление о "средних" показателях стоимости и экономической доступности здорового рациона на глобальном, региональном и страновом уровнях. Однако они не дают полного представления о неоднородных характеристиках разных групп населения, влияющих на экономическую доступность здорового рациона в конкретных странах и регионах. Она зависит не только от средней стоимости здорового рациона и доходов населения, но и от других факторов, таких как район проживания, близость к продовольственным рынкам и производство пищевых продуктов для собственного потребления. В силу ограниченности данных невозможно учитывать эти факторы при оценке экономической доступности здорового рациона, и в ряде случаев данные о расходах отдельных подгрупп населения на здоровое питание, а следовательно, и количестве людей, чей доход недостаточен для приобретения здорового питания, могут быть завышены.

back to top