Всем понятно, что расходы на необходимые преобразования агропродовольственных систем требуют направления туда финансовых потоков. В выпуске доклада "Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире" за 2024 год перечисляются издержки, которыми грозит дальнейшее существование финансового разрыва: миллионы людей останутся голодными, будут страдать от отсутствия продовольственной безопасности, неполноценного питания, не смогут позволить себе здоровый рацион; последствия такого положения для здоровья, экономики и общества будут ощущаться до 2030 года и в последующий период18. Многие перспективные инициативы финансового сектора все в большей мере осуществляются с учетом принципов экологической и социальной ответственности (о чем говорилось в главе 3). Однако, как представляется, наращиванию таких инициатив до масштабов, которые позволили бы осуществить преобразование агропродовольственных систем, препятствуют определенные "скрытые ограничения". Это, в частности, фрагментированный характер сегодняшней архитектуры финансирования мер по обеспечению продовольственной безопасности и питания и отсутствие координации действий местных и глобальных субъектов18, обусловленное, в частности, разрывом между производителями скрытых издержек и теми, на кого ложится их бремя, а также компромиссами, проистекающими из множественного характера целей преобразования агропродовольственных систем.
Реализация ряда мер, рассмотренных в настоящем докладе, возможна за счет средств национальных бюджетов, но для того, чтобы решительно направить глобальные агропродовольственные системы по пути устойчивых преобразований, необходимы потоки частных и международных финансов18, 19. Определить, за счет средств каких бюджетов (национальных или международных) должны финансироваться соответствующие меры, поможет оценка на принципах УРИ, позволяющая документально зафиксировать пространственный и временной разрывы между бенефициарами текущего положения вещей и теми, кому приходится нести бремя скрытых издержек. Такая оценка поможет масштабировать успешные меры, подобные реализуемым в Гане и Эквадоре инициативам по предоставлению финансовых средств по достижении конкретных результатов в рамках механизма сокращения выбросов, обусловленных обезлесением и деградацией лесов в развивающихся странах (РЕДД+), о чем рассказывается во врезке 31. Согласно оценкам, глобальных финансовых ресурсов достаточно для покрытия затрат на глобальные преобразования, но поскольку эти ресурсы распределены между странами крайне неравномерно, может возникать необходимость в привлечении финансирования. В частности, в доступе к финансам ограничены страны, подвергающиеся воздействию множественных факторов отсутствия продовольственной безопасности и неполноценного питания, экстремальных погодных явлений и конфликтов, поэтому для обеспечения преобразований на справедливой основе необходимы инновационные партнерские механизмы коллективного финансирования18.
Врезка 31Сокращение выбросов, обусловленных обезлесением и деградацией лесов – сокращение скрытых издержек за счет финансирования экономически жизнеспособных и устойчивых практических методов
Инициатива по сокращению выбросов, обусловленных обезлесением и деградацией лесов в развивающихся странах (РЕДД+)* – это чрезвычайно актуальная программа Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, помогающая сократить скрытые издержки агропродовольственных систем20. Она способствует сдвигу парадигмы землепользования в сторону применения устойчивых приемов, обеспечивающих защиту лесов, укрепление источников средств к существованию и развитие на устойчивых началах. Сокращение выбросов и обеспечение соответствия требованиям действующих стандартов позволяет странам и субнациональным юрисдикциям по достижении оговоренных результатов получать определенные выплаты, причем полученные средства должны инвестироваться в будущие меры по сокращению обезлесения, что способствует реализации определенных на национальном уровне вкладов. До настоящего момента такие выплаты смогла получить примерно треть стран, на территории которых произрастают тропические леса, и которые прилагают усилия для получения доступа к финансированию на основе достигнутых результатов по программе РЕДД+. Некоторые из этих стран направляют полученные таким образом средства непосредственно на финансирование мероприятий в рамках устойчивых моделей сельскохозяйственного производства, что благоприятно сказывается на циклическом взаимодействии мер в области землепользования и устойчивого развития.
Одним из конкретных примеров поддержки преобразований, направленных на создание устойчивой агропродовольственной товаропроводящей цепочки, стала Программа РЕДД+ по лесам какао Ганы (GCFRP). Выращивание какао – исключительно важная для Ганы отрасль экономики, однако ее развитие сказывается на состоянии лесов. В рамках программы GCFRP Гана сокращает выбросы углекислого газа, обусловленные расширением производства какао и другой сельскохозяйственной деятельностью, для чего оказывается содействие развитию климатически оптимизированной системы производства какао и формируется практика управления ландшафтами, призванная в первую очередь обеспечить устойчивость методов ведения сельского хозяйства, охрану лесов, общинное руководство и многостороннее сотрудничество. Кроме того, на территориях определенных в рамках программы GCFRP "горячих точек" в лесах какао реализуются меры, направленные на укрепление источников средств к существованию, связанных с использованием ресурсов дикой природы, в том числе других плодоносящих деревьев. В 2023 году за сокращение выбросов углекислого газа на 972 000 тонн Гана получила от Всемирного банка 4,8 млн долл. США, 69 процентов этой суммы были направлены непосредственно фермерам – производителям какао. Кроме того, частный сектор оценил позитивный характер механизма РЕДД+ и его роль в качестве средства, способного обеспечить достижение целей в области устойчивых поставок сельскохозяйственной продукции.
Еще один вдохновляющий пример – осуществление в Эквадоре под руководством Министерства окружающей среды и водных ресурсов и Министерства сельского хозяйства и животноводства инициативы "ПРОАмазония". Эффективное управление, гендерное равенство и эффективная коммуникация между заинтересованными сторонами позволили добиться успехов в разработке и реализации мер политики и стратегий в области сохранения природных ресурсов и устойчивого производства сельскохозяйственных товаров. В рамках инициативы было организовано обучение местных технических специалистов, руководителей общин и землевладельцев, в ходе которого рассматривались вопросы управления производством недревесной лесной продукции, укрепления национальной системы мониторинга лесов, реализации планов общинного лесопользования с ориентацией на охрану лесов. На значительных территориях – на благо проживающих там более 80 000 человек – удалось обеспечить устойчивость производственной деятельности и охрану больших лесных площадей, а также восстановить многие гектары деградированных земель.
И все же при наличии политической воли можно достичь многого, не выходя за национальные границы и за рамки национальных бюджетов, необходимо лишь объединить усилия всех заинтересованных сторон и продвигаться вперед небольшими шагами: переориентировать меры поддержки аграрного сектора, реформировать налоговую систему, определить стандарты отчетности для частных инвесторов и предприятий агробизнеса, стимулировать потребителей к переходу на рацион, в большей мере отвечающий критериям здорового питания и устойчивости. врезка 32 иллюстрирует недавнее проявление политической воли на уровне Европейского союза, утвердившего Директиву о комплексной проверке корпоративной устойчивости (CSDDD), нацеленную на поощрение устойчивого и ответственного делового поведения корпораций в целях обеспечения справедливости и перехода к устойчивой экономике. В дополнение к добровольным стандартам директива предусматривает введение обязательных требований для компаний, в том числе ведущих деятельность в агропродовольственном секторе, который включен в число высокоприоритетных.
Врезка 32Равные условия для всех: директива Европейского союза о комплексной проверке корпоративной устойчивости
Директива о комплексной проверке корпоративной устойчивости (CSDDD) – это недавно принятый Европейским союзом нормативный акт, нацеленный на продвижение устойчивой и ответственной деловой практики в глобальных производственно-сбытовых цепочках21. Европейский парламент и Совет Европейского союза утвердили директиву в 2024 году, в конце июля того же года она вступила в силу. Директива обязывает компании проводить тщательные комплексные проверки в целях выявления, недопущения и смягчения последствий негативного воздействия собственных операций и цепочки поставок на окружающую среду и права человека. Она не позволяет компаниям отказываться от проведения комплексной проверки с целью получения конкурентного преимущества. CSDDD обеспечивает единообразие, которого часто не хватает при реализации добровольных договоренностей, выбор в пользу присоединения к которым делают не все компании. Следует отметить, что агропродовольственный сектор рассматривается как приоритетный и оказывающий существенное воздействие.
Директива распространяется на крупные компании, как европейские, так и неевропейские, но в существенных объемах ведущие деятельность на территории Европейского союза, а именно имеющие более 1000 работников и оборот, превышающий 450 млн евро. Такая нацеленность на крупнейшие компании обусловлена желанием добиться значимого эффекта, не обременяя в избыточной мере более мелкие предприятия. Компаниям предписывается последовательно выявлять и оценивать фактические и потенциальные негативные воздействия в области окружающей среды и прав человека. Для этого они должны картировать всю цепочку поставок, что позволит выявить области риска и принять меры, направленные на недопущение и смягчение последствий таких воздействий. Кроме того, они должны осуществлять регулярный мониторинг и ежегодно представлять отчеты о результатах комплексных проверок.
Также компании обязаны утвердить планы пересмотра собственной бизнес-модели с учетом положений Парижского соглашения, чтобы ограничить глобальное потепление 1,5 °С. Такие планы должны регулярно обновляться с учетом реализуемых улучшений и корректировок. Важнейшей составляющей является содержательное взаимодействие с заинтересованными сторонами, в том числе с работниками и местным населением, и учет их позиции при проведении комплексных проверок. В целях ликвидации последствий негативного воздействия компании должны предусмотреть эффективные механизмы возмещения ущерба.
Каждое государство – член ЕС должно назначить орган по надзору за обеспечением соответствия установленным директивой требованиям; на компании, не обеспечивающие такого соответствия, могут быть наложены значительные штрафы, либо они могут быть привлечены к гражданской ответственности. Кроме того, компании, не следующие требованиям директивы, могут утратить право участия в процессах государственных закупок в странах Европейского союза. В течение двух лет с даты официального вступления директивы в силу (24 июля 2024 года) государства-члены обязаны внедрить ее положения в национальное законодательство. Директива предусматривает пошаговое осуществление предписанных положений, сроки обеспечения соответствия новым правилам определяются исходя из размера и профиля риска компании.
Потенциально директива может стать знаковым нормативным актом, поскольку она формирует юридически обязывающий механизм корпоративной ответственности и подотчетности и направлена на обеспечение устойчивости деловой практики во всех звеньях глобальных товаропроводящих цепочек. При этом практическое осуществление ее положений, скорее всего, будет затруднено рядом проблем, обусловленных сложным характером глобальных агропродовольственных товаропроводящих цепочек. Сбор достоверных и верифицируемых данных, проведение всесторонних комплексных оценок и реализация мер по возмещению поставщикам и субподрядчикам ущерба в области окружающей среды и прав человека могут создавать для компаний проблемы в плане ресурсов. На институциональном уровне важнейшим условием эффективного осуществления положений CSDDD будет обеспечение последовательного выполнения требований директивы во всех государствах – членах ЕС и гармонизация ее положений с положениями национальных законодательных и нормативных актов.
Несмотря на указанные проблемы, директива стала значительным шагом на пути к укоренению на глобальном уровне устойчивой и ответственной деловой практики и обеспечения подотчетности компаний в части оказываемого ими в рамках соответствующих производственно-сбытовых цепочек воздействия на экологию и общество. С введением директивы в силу она изменит ландшафт корпоративной подотчетности, определив равные для всех условия и сделав ответственную деловую практику нормой.