Потенциал стран в плане реализации преобразований зависит от их институционального потенциала и бюджетных возможностей, а также от структуры товаропроводящих цепочек и продовольственной среды. На рисунке 9 представлены отдельные показатели, позволяющие оценить эти факторы для каждой категории агропродовольственных систем15. Радарная диаграмма A отображает потенциал правительств в части осуществления мер политики, способных оказать воздействие на различные составляющие агропродовольственных систем. Индекс эффективности правительств соответствует их общему потенциалу в части реализации надлежащих мер. Соотношение объема поддержки, регулярно оказываемой центральным правительством сельскохозяйственному сектору, с объемом производимой этим сектором добавленной стоимости, отражает потенциал реформирования сектора первичного производства и налогово-бюджетные возможности, обеспечивающие регулярное оказание поддержки. Охват мерами социальной защиты и установление налога на ССН отражают потенциал в части сокращения, соответственно, социальных скрытых издержек и скрытых издержек, связанных со здоровьем. На диаграмме B представлены отдельные показатели производства, инфраструктуры и потребления в агропродовольственных системах, которые потенциально могут стать отправными точками для сокращения скрытых издержек.
Рисунок 9 Отдельные показатели агропродовольственных систем в разбивке по категориям агропродовольственных систем
Налогово-бюджетные возможности правительств в плане преобразования агропродовольственных систем представляют собой важнейший показатель для оценки реалистичности тех или иных рычагов воздействия – для агропродовольственных систем отдельных категорий эти возможности существенно разнятся. Страны, агропродовольственные системы которых относятся к категории индустриальных и находящихся на этапе формализации, располагают наибольшим объемом ресурсов, доступных для перераспределения государственной поддержки в целях обеспечения населению безопасного и питательного рациона на основе инклюзивных и здоровых моделей производства и потребления продовольствия. В среднем они выделяют на регулярную поддержку сельского хозяйства средства в объеме, соответствующем 33 процентам производимой аграрным сектором добавленной стоимости; для агропродовольственных систем других категорий этот показатель не превышает 10 процентов. В затронутых затяжным кризисом и традиционных агропродовольственных системах на регулярную поддержку сельского хозяйства выделяются средства, не превышающие 3 процентов производимой аграрным сектором добавленной стоимости, хотя именно эти страны больше других нуждаются в средствах для финансирования преобразования агропродовольственных систем16. Наибольшими налогово-бюджетными возможностями обладают агропродовольственные системы с высокими значениями индекса эффективности правительств и широким охватом мерами социальной защиты, что также свидетельствует об их высоком потенциале в плане реализации политики преобразований.
На фоне низкой эффективности правительств и ограниченных бюджетных возможностей страны и территории, принадлежащие к категории находящихся в процессе диверсификации и несущие самое тяжелое по отношению к размеру ВВП бремя связанных со здоровьем скрытых издержек, сталкиваются с серьезными проблемами (рисунок 9, диаграмма A). При этом налоги на ССН ввели лишь 30 процентов принадлежащих к этой категории стран. Диаграмма B на рисунке 9 показывает, что в странах с высоким (выше 95 процентов) средним коэффициентом электрификации сельских районов, которые обладают высоким потенциалом в части производства, переработки и хранения продовольствия и занимают второе место по сокращению потерь и порчи пищевой продукции, позволить себе здоровое питание может лишь 27 процентов населения. Отсюда можно заключить, что меры, направленные на сокращение связанных со здоровьем скрытых издержек в агропродовольственных системах отдельных категорий, должны определяться с учетом связанных с питанием рисков и экономической доступности здоровых пищевых продуктов.
Неудивительно, что для стран и территорий, затронутых затяжным кризисом, характерны наиболее низкие значения большинства показателей, характеризующих агропродовольственную систему (рисунок 9): это, в первую очередь, эффективность правительственных мер, поддержка, оказываемая аграрному сектору, функционирование системы социальной защиты, интенсивность использования удобрений и электрификация сельских районов. Для них же характерны самые высокие значения DALY, поскольку, как показано на рисунке 8, рацион там беден фруктами и овощами. На 21 страну, отнесенную к этой категории, приходится всего лишь 6 процентов мирового населения и 23 процента глобальных социальных скрытых издержек. На их ВВП тяжелым бременем ложатся социальные (в среднем 18 процентов) и экологические (в среднем 20 процентов) скрытые издержки, причем последние создают самую большую нагрузку на ВВП в сравнении с любыми другими видами скрытых издержек для всех категорий агропродовольственных систем. Причиной, вероятно, служит попадание в порочный круг факторов экологического стресса и конфликтов. В подобных ситуациях в агропродовольственных системах должны приниматься не только меры, нацеленные на оказание продовольственной помощи, но также меры, рассчитанные на средне- и долгосрочную перспективу и направленные на ликвидацию факторов экологического стресса и нищеты и обеспечение социальной инклюзии, ведущие к выходу из порочного круга (врезка 6). Поскольку наиболее значительным источником финансирования для стран и территорий, затронутых затяжным кризисом, несомненно, остается гуманитарная помощь, важно обеспечить учет комплекса взаимосвязанных вопросов гуманитарной помощи, развития и мира – то есть согласованность повесток в области чрезвычайной помощи и развития, – обеспечения невосприимчивости к внешним воздействиям, уменьшения опасности стихийных бедствий и поддержания мира17–19.
Врезка 6Проблемы агропродовольственных систем и территорий, затронутых затяжным кризисом
В сравнении с другими странами, в странах и на территориях, затронутых затяжным кризисом, агропродовольственные системы сталкиваются с уникальными проблемами и сложностями, корни которых кроются в сложившемся геополитическом контексте, уязвимости окружающей среды и воздействии факторов социально-экономического характера20. Затянувшаяся политическая нестабильность, продолжающиеся конфликты и напряженность в регионах оказывают значительное воздействие на агропродовольственные системы21. Раздробленность структур руководства и управления, нарушение маршрутов торговли и отсутствие безопасности в сельских районах сопровождаются снижением продуктивности и нарастанием уязвимости к отсутствию продовольственной безопасности22. Большая часть населения таких стран годами испытывает острый голод или сталкивается с еще более острым отсутствием продовольственной безопасности (стадия 3 или выше по ККС*). Этим людям с трудом удается удовлетворить собственные базовые потребности, для чего они прибегают к противоречащим принципам устойчивости решениям; обеспечение защиты источников средств к существованию, которыми они располагают, и сокращение масштабов нехватки продовольствия требуют неотложных действий21.
Проблемы экологического характера – нехватка воды, деградация земель, подверженность воздействию изменения климата – усугубляют давление, которому подвергаются агропродовольственные системы этих стран и территорий. Более того, постоянно повторяющиеся засухи и непредсказуемость осадков нарушают цикл сельскохозяйственного производства, обостряя отсутствие продовольственной безопасности и нищету в сельских районах23. Вследствие этого такие агропродовольственные системы непрерывно испытывают на себе воздействие факторов социально-экономического плана – это нищета, безработица, неравенство между городом и сельскими районами. Преобладает натуральное хозяйство, доступ к кредитам и производственным ресурсам ограничен, а несоответствующая потребностям инфраструктура препятствует развитию сельскохозяйственного производства, что не позволяет победить нищету24. Гендерное неравенство в вопросах владения и пользования землей и доступа к ресурсам еще больше усугубляет уязвимость в сельских общинах, негативно сказывается на продовольственной безопасности домохозяйств и качестве питания25.
Скрытые издержки агропродовольственных систем, затронутых затяжным кризисом, стали отражением этих проблем. Социальные скрытые издержки, в том числе нищета и отсутствие продовольственной безопасности, с которыми сталкиваются занятые в агропродовольственных системах, не позволяют разорвать порочный круг уязвимости и нестабильности. Экологические скрытые издержки, включая деградацию земель и загрязнение источников воды, подрывают долговременную невосприимчивость сельскохозяйственных экосистем к внешним воздействиям, провоцируют утрату биоразнообразия, усугубляют скудость ресурсов и отражаются на здоровье людей26. Обусловленные неполноценным питанием скрытые издержки, связанные со здоровьем, тяжелым бременем ложатся на государственную систему здравоохранения и препятствуют благополучию населения.
В подобных контекстах скрытые издержки часто не принимаются во внимание, но именно они влекут за собой более чем ощутимые последствия для устойчивого и инклюзивного развития. Решение сложных проблем, с которыми сталкиваются страны, затронутые затяжным кризисом, требует от директивных органов незамедлительного и многомерного реагирования27. В большинстве стран, причисленных к данной категории, стратегии преобразования агропродовольственных систем разработаны с учетом итогов состоявшегося в 2021 году Саммита Организации Объединенных Наций по продовольственным системам. Национальные стратегии открывают важную возможность всеобъемлющего решения проблем, стоящих перед агропродовольственными системами. Способствовать преобразованиям может следование подходу, основанному на эффективном решении комплекса вопросов гуманитарного характера, развития и поддержания мира (ГРМ), обеспечиваемое усилиями многосторонних механизмов, каковым, например, является Коалиция "Вопросы ГРМ"17.
Успешное сокращение скрытых издержек требует тщательного анализа отдельных факторов уязвимости таких стран к различным потрясениям – экологическим, экономическим, социальным – и гибкой реализации существующих стратегий. Эффективные меры политики должны предусматривать стратегии выхода из зависимости от получаемой помощи и создание условий для преобразования сельских районов, которые могли бы способствовать расширению возможностей для получения доходов, укреплению покупательной способности и доступу к здоровым и питательным пищевым продуктам.