Сделанная авторами выпуска доклада "Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства" за 2023 год оценка для 154 стран по 2020 году была повышена до 12,7 трлн долл. США, из которых более 9 трлн долл. США (73 процента) приходится на издержки, связанные со здоровьем. Ввиду того, что преобладающая доля связанных со здоровьем скрытых издержек ассоциируется со структурой питания, в докладе "Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства" за 2024 год авторы внесли в собственную количественную оценку некоторые уточнения. С учетом этих уточнений и появления новых источников данных охват анализа был расширен с 154 до 156 странc. Согласно новой количественной оценке, скрытые издержки 156 стран составили 11,6 трлн долл. США, что подтверждает вывод предыдущего выпуска доклада о необходимости неотложной реализации мер стратегического характера.
Новая оценка заставила пересмотреть представление скрытых издержек, обусловленных нездоровой структурой питания. В выпуске доклада за 2023 год предметом количественной оценки стали скрытые издержки, ассоциируемые с вредной для здоровья структурой питания, провоцирующей как развитие неинфекционных заболеваний, так и ожирения. Однако на фоне ведущейся в литературе дискуссии относительно справедливости отнесения скрытых издержек, связываемых с высоким индексом массы тела (ИМТ), на агропродовольственные системы, в уточненную оценку они включены не были. Кроме того, при уточнении оценки связанные со здоровьем скрытые издержки были детализированы по связанным с питанием факторам риска развития НИЗ на основе данных исследования "Глобальное бремя болезней" (ГББ), что позволило достоверно определить отправные точки для реализации мер политики18. Обзор данных ГББ приводится во врезке 4, подробные сведения об уточнении оценки – во врезке 5.
Врезка 4Данные исследования "Глобальное бремя болезней"
Данные исследования "Глобальное бремя болезней" (ГББ) до сих пор остаются наиболее полным и наиболее широко используемым набором данных о бремени болезней по более чем 200 странам. Как отдельные исследователи, так и национальные и международные организации используют нормализованные оценки ГББ в целях сравнения численности населения, отслеживания изменений во времени и мониторинга прогресса в достижении политических целей, в том числе целей в области устойчивого развития.
Для своих оценок участники исследования ГББ обращаются за данными официальной статистики и результатами проведенных обследований к широкому кругу сотрудничающих специалистов. В целях обеспечения научной выверенности оценок приоритет отдается результатам системных обзоров и метаанализа. Затем следует сложный процесс отсева и нормализации данных. После этого исследователи тестируют многочисленные модели, оценивая их потенциал в плане прогнозирования, и в результате составляют комбинированную модель, обеспечивающую максимальную точность прогнозов20.
Несмотря на тщательность обработки данных, исследователи ГББ признают, что их оценки имеют некоторые ограничения. Во многих случаях необходимые для оценки первичные данные отсутствуют. В других случаях качество данных может оказаться ниже требуемого. Кроме того, ряд представляющих интерес параметров в настоящее время является предметом начального изучения, и авторы различных исследователей оценивают их по-разному. Наконец, используемые для обработки и прогнозирования значений данных математические модели перерабатываются с каждой новой публикацией набора данных ГББ.
Непрерывное уточнение данных и методик прогнозирования приводит к существенным колебаниям в отдельных оценках взаимосвязей между заболеваниями и факторами риска, обусловливающими их развитие, в результате разгораются споры. Так, в 2019 году оценка количества смертей, обусловленных потреблением не прошедшего обработку красного мяса, увеличилась в сравнении с оценкой 2017 года в 36 раз. Такой скачок стал следствием учета дополнительных причин смерти, связанных с потреблением красного мяса. Настолько существенное расхождение породило серьезную критику в отношении используемых ГББ источников данных21, 22. Исследователи, сотрудничающие с ГББ, сообщили, что использованные при подготовке настоящего доклада данные, опубликованные в 2021 году, насколько возможно отражают решение возникших проблем23.
В целом же научная строгость данных ГББ соответствует требованиям глобального анализа, предпринятого авторами выпусков доклада "Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства" за 2023 и 2024 годы. Тем не менее, как и любые эмпирические результаты, последующие оценки ГББ могут изменяться вследствие получения новых объективных сведений, основанных на более точных и качественных первичных данных и методиках, что в первую очередь относится к областям, где результаты исследований существенно расходятся.
Врезка 5Уточнение и детализация глобальных связанных со здоровьем скрытых издержек с целью определения рычагов воздействия
В выпуске доклада "Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства" за 2023 год приведена количественная оценка по 154 странам связанных со здоровьем скрытых издержек, обусловленных нездоровым питанием, которое повышает риск развития ожирения и неинфекционных заболеваний (НИЗ). Оценка была сделана на основании данных исследования "Глобальное бремя болезней" (ГББ) за 2019 год, приводимых в разбивке по 15 связанным с питанием факторам риска, ведущим к НИЗ24. Было сделано допущение, согласно которому на счет агропродовольственных систем можно отнести 75 процентов скрытых издержек, возникающих на фоне высокого значения индекса массы тела (ИМТ). Анализ, приводимый в настоящем выпуске доклада, уточняет эти оценки на основе данных, приведенных в последней публикации ГББ, выпущенной в 2024 году; охват анализа по сравнению с 2023 годом расширился с 154 до 156 стран18.
Во-первых, в настоящем выпуске доклада "Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире" не учитываются скрытые издержки, обусловленные высоким значением ИМТ. Такое изменение обусловлено тем, что авторы ряда публикаций оспаривают отнесение ИМТ на счет агропродовольственных систем, поскольку причиной высоких значений ИМТ могут быть внешние по отношению к указанным системам факторы17. В предыдущем выпуске доклада была предпринята попытка решить этот вопрос за счет анализа чувствительности, в рамках которого с целью повышения достоверности был рассмотрен диапазон допущений от 50 до 100 процентов. Во-вторых, приведенная в настоящем выпуске доклада уточненная глобальная оценка издержек дополнительно учитывает обусловленные питанием риски развития НИЗ, ассоциируемые с потреблением сахаросодержащих напитков, ранее исключенные из оценки во избежание дублирования с издержками, связанными с высоким ИМТ. В-третьих, теперь связанные со здоровьем скрытые издержки приводятся в разбивке по обусловленным питанием факторам риска развития НИЗ, в соответствии с определением, приведенным в публикации ГББ за 2021 год. Указанные уточнения вносились в первую очередь с целью определить отправные точки мер политики в привязке к отдельным факторам риска, связанным с питанием.
В глобальном масштабе 18 процентов связанных со здоровьем скрытых издержек, обусловленных связанными с питанием факторами риска развития НИЗ, приходится на издержки, обусловленные недостатком в рационе цельнозерновых продуктов, по 16 процентов – на издержки, провоцируемые недостатком фруктов, и издержки, порождаемые избыточным потреблением натрия. На фоне изменения климата много внимания уделяется рационам, в состав которых входит большое количество красного мяса и мясопродуктов высокой степени обработки, поскольку такие рационы оказывают существенное воздействие на окружающую среду13, 14, однако на них приходятся намного меньшие доли связанных со здоровьем скрытых издержек, обусловленных связанными с питанием факторами риска развития НИЗ (7 и 8 процентов соответственно), что сравнимо с долями, приходящимися на рационы, включающие недостаточное количество овощей, и рационы, бедные орехами и семенами (см. рисунок). Поскольку на связанные с питанием факторы риска приходится наибольшая часть подвергнутых количественной оценке скрытых издержек агропродовольственных систем, возможные политические рычаги, эффективные в плане сокращения таких скрытых издержек, можно определить только по итогам подробнейшей оценки факторов риска с учетом особенностей сложившегося контекста. Именно такую оценку и выполнили авторы настоящего доклада.
Важно признать, что указанные выше скрытые издержки действительно помогают понять, какие перемены необходимы в структуре питания, но при этом следует помнить, что здесь перечислены только скрытые издержки, обусловленные связанными с питанием факторами риска развития НИЗ. Ввиду ограничений в части данных в той или иной мере характерные для различных агропродовольственных систем нездоровые структуры питания, провоцирующие другие формы неполноценного питания, остались за рамками анализа.
РИСУНОК Рационы питания, характеризующиеся недостатком цельнозерновых продуктов и фруктов и избытком натрия, являются основным обусловленным питанием фактором риска, на который в глобальном масштабе приходится наибольшая доля связанных со здоровьем скрытых издержек
По результатам уточнения количественной оценки связанные со здоровьем скрытые издержки, ассоциируемые с повышением риска развития НИЗ, на глобальном уровне составили 8,1 трлн долл. США. Таким образом, в абсолютном выражении они сократились на 13 процентов, но на них все так же приходится 70 процентов общей оценочной суммы глобальных скрытых издержекd. Не изменилось и распределение издержек по группам стран с разными уровнями дохода: наиболее высокие издержки несут страны верхнего сегмента среднего уровня дохода и страны с высоким уровнем дохода. Выделив скрытые издержки, относящиеся к отдельным связанным с питанием факторам риска развития НИЗ, на основе последних данных ГББ, авторы настоящего выпуска используют системный подход, чтобы определить наиболее действенные политические рычаги для каждого такого фактора. В главе 2 эти результаты рассматриваются более подробно, исходя из классификации агропродовольственных систем по отдельным категориям.